Задержка речевого и психического развития детей, коррекция

Содержание

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей 3-5 лет: что это такое, симптомы, лечение, коррекция

Задержка речевого и психического развития детей, коррекция

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это задержка речевого развития (ЗРР), которая сочетается с общим интеллектуальным недоразвитием.

Что это такое

Задержка психоречевого развития (зпрр) является следствием задержки речевого развития (зрр) в раннем возрасте до 4 лет. Нарушение развития речи влекут за собой общее недоразвитие психики.

Поэтому, если до 4 лет ребенку поставлен диагноз «задержка речевого развития (ЗРР)» важно не ждать, что малыш «сам разговорится», а вести коррекционную работу: принимать медикаментозное лечение, если его назначает врач-невролог и заниматься с логопедом или в домашних условиях

В МКБ-10 ЗПРР не выделяется в отдельную категорию. Отдельные элементы, характеризующие данную патологию, встречаются в тех же разделах, что и ЗПР – F80-F89.

Почему возникает ЗПРР

Чаще всего ЗПРР возникают на на резидуально-органическом фоне. Причинами в большинстве случаев становятся неврологические изменения:

  • Поражения ЦНС
  • Опухоли
  • Доброкачественные образования (кисты).

Часто ЗПРР идет рука об руку с РДА (ранним детским аутизмом), ДЦП (синдромом Дауна). Так что если в анамнезе такой диагноз – вы в группе риска.

Данная классификация – важная часть подбора лечения, поскольку болезнь или нарушение, вызвавшее отставание в речи, может иметь особую симптоматику, подлежащую коррекции в индивидуальном порядке.

Проявления

ЗПРР у детей имеет разнообразные симптомы. Часто родители списывают их на особенности характера, даже не предполагая, что карапузу требуется лечение. Наличие следующей симптоматики является поводом для подозрений:

  1. Избыточное слюноотделение, не вызванное прорезыванием зубов.
  2. Повышенная возбудимость.
  3. Заторможенная мыслительная деятельность.
  4. Плохая память.
  5. Замкнутость, избегание общения.

И самый верный показатель – отставание от норм формирования речи. . Стандартный график такой:

  • С 2-6 месяцев – гуление, или первые звуки.
  • С 4-9 месяцев – лепетание: повторяются парные звукосочетания. Важна также реакция на появление знакомых лиц – младенец оживится, заулыбается и залепечет.
  • 1 год – простые слова из ранее освоенных слогов («мама», «дядя»). Ребенок также должен отзываться на свое имя и привычные ласковые прозвища.
  • 2 года – предложения из пар слов («мама на», «деда дай»). Сформировано умение повторять фразы за другими людьми.
  • 3 года – активный словарный запас составляет 750 слов.

При опоздании в пределах недели паниковать рано, если наступление очередного этапа в жизни маленького солнышка задерживается намного существеннее – обратите на это внимание своего педиатра.

Встречаются также другие проявления:

  • Постоянство в привычках – малейшая смена режима, знакомого меню, обстановки вызывает истерики и крики.
  • Нежелание взаимодействовать со сверстниками и родителями.
  • Агрессия или аутоагрессия – щипки, покусывание, удары, направленные на окружающих или самого себя.

Данный список особенностей напрямую связан с проявлением аутичных черт. Что это на самом деле – РАС в чистом виде, или в сочетании с ЗПРР, зависит от того, нарушена ли способность говорить. Точная постановка диагноза в таком случае требует дополнительного обследования.

Диагностика

При подозрении на ЗПРР или РАС необходимо пройти осмотр широкого перечня специалистов. Что же включает в себя такое обследование?

  1. Первый этап – визит к неврологу, который произведет оценку состояния ребенка, направит на дополнительные исследования. При подтверждении диагноза, он назначит таблетки. Также будут даны направления на ЭЭГ и МРТ, позволяющие оценить состояние мозга и выявить нарушения его работы.
  2. Следующий шаг – консультация отоларинголога или сурдолога, при которой выявляются проблемы со слухом.
  3. Порой позволяет оценить ситуацию поход к генетику, выявляющий генетические мутации и отклонения.
  4. Логопед и детский психолог оценят соответствие речевых навыков возрастным нормам развития.

Возраст играет огромное значение: если ребенок совсем не говорит в 5 лет – считается, что это грубая задержка психоречевого развития. Исправить ситуацию все еще возможно, но вероятность удачного исхода крайне невысока.

В случае двухлетнего карапуза терапия окажется в разы эффективнее. Потому дожидаться пятилетнего возраста, когда сложности станут заметны невооруженным взглядом, не стоит: в таком вопросе лучше проявить излишнюю осторожность, чем рискнуть здоровьем своего наследника.

Лечение

Лечение ЗПРР – сложный процесс, требующий комплексного подхода. Однако, при слаженных действиях врачебного персонала и родителей возможно полное исправление нарушений. Рассмотрим существующие подходы более детально.

Медикаменты

Одной из важнейших составляющих борьбы с ЗПРР у детей является медикаментозное лечение. Не отказывайтесь от назначенных врачами лекарственных средств, но и не пытайтесь экспериментировать с ними самостоятельно.

Только специалист, знающий особенности работы мозга, способный предусмотреть потенциальные аллергические реакции и учитывающий индивидуальный уровень возбудимости, способен подобрать подходящий набор препаратов.

Могут быть назначены:

  • Магне B6 или другие магнийсодержащие лекарства
  • Когитум
  • Мексидол
  • Винпоцетин
  • Церебролизин
  • Глицин
  • Фенибут

Данный перечень не является полным. Возможно применение средств с аналогичными действующими веществами или схожим воздействием. Выбор зависит от персональных показаний вашего малыша.

Коррекция

Коррекционная работа производится как дома с мамой, так и с профессионалами. Выбор доктора зависит от возраста.

  • Двухлетки занимаются c дефектологом. Основная цель – не запустить отставание в мыслительной деятельности, встав на один уровень владения основными навыками со сверстниками.
  • В четыре года наступает пора работы c логопедом. Чтобы сформировать верное произношение, проводится артикуляционная гимнастика и укрепляющий массаж лицевой зоны.
  • Занятия с психологом станут подспорьем в тех случаях, когда этиология заболевания связана с эмоциональными потрясениями. Травмированная психика и зажатость мешают спокойному выражению своих переживаний, в этом случае способен помочь только квалифицированный психолог.

В домашних условиях

Занятия на развитие мелкой моторики:

Пальчиковые игры:

Квиллинг

Лепка из пластилина:

Игры с вырезанием и одеванием бумажных кукол

На улучшение памяти и внимательности:

  • Чтение
  • Игра в города, предметы
  • Поиск отличий
  • Квесты с поиском клада
  • Заучивание и повторение скороговорок – также поможет улучшению артикуляции.

Прочие методы

  • Остеопатия
  • Иглорефлексотерапия
  • Электрорефлексотерапия
  • Магнитотерапия
  • Иппотерапия
  • Дельфинотеапия

Остеопатия и иглорефлексотерапия воздействуют на определенные точки на теле человека, оказывая вспомогательный эффект: расслабляя и поддерживая работу нервной системы.

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия точечно воздействуют на поврежденные отделы головного мозга, активизируя их.

Иппотерапия и дельфинотерапия делают кроху более открытым, заряжают позитивными эмоциями, которыми он наверняка захочет поделиться с окружающими.

ЗПРР и приучение к горшку

Одной из сопутствующих проблем задержки психоречевого развития у ребенка – отказ от присаживаний на горшок. Дети будто бы не могут на нем усидеть – кричат, вырываются, уползают. Порой мамочки и папочки отчаиваются, решая – ЗПРР и горшок несовместимы. Но есть перечень советов, которые помогут приучить маленького упрямца делать свои дела на горшочек:

  • Откажитесь от подгузников. Мокрые трусики отлично мотивируют непоседу проситься в туалет.Не бегите моментально стаскивать влажное белье. В детской голове должно закрепиться правило: сходил в туалет куда надо – после было тепло и сухо. Решил повредничать – стало неприятно.
  • Заразительный пример. Более умелые в туалетных делах сверстники, персонажи мультиков – все средства хороши. Посадите на горшочек любимую игрушку – уж если любимый медвежонок делает пи-пи в это странное местечко, кроха точно последует его примеру.
  • Не ругайте за «аварию». Покажите, что вы расстроены, объясняйте, что ходить с мокрыми штанишками –  не здорово.
  • Если в какой-то момент все получилось  – не скупитесь на похвалу.
  • Если дело не сдвигается с мертвой точки – не стоит страдать и превозмогать. Возможно, через неделю-другую появится положительная динамика.

Главное в коррекционных процедурах – регулярность и добровольность.

Источник: //orechi.ru/narusheniya-rechi/zaderzhka-psihorechevogo-razvitiya-u-detej

Задержка речевого развития

Задержка речевого и психического развития детей, коррекция

  • неактивное гуление и однотипный лепет, отсутствие у ребенка даже элементарных звуков;
  • отсутствие комплекса оживления;
  • отсутствующая реакция на звуки и речь у младенца; ребенок не реагирует на обращение к нему взрослых, а их внимание привлекает к себе только плачем;
  • постепенное угасание лепета у младенца;
  • ребенок не пытается повторить чужие слова в возрасте 11 мес-1,5 лет;
  • существуют проблемы с пониманием и выполнением простых инструкций и команд от родителя в 1,5-2 года;
  • отсутствуют самостоятельные слова в 1,5-2 года;
  • нет фразовой речи в возрасте 2-2,5 года;
  • ребенок воспроизводит в речи только фразы, услышанные из мультфильмов или книг, прочитанных ему взрослым;
  • задержка развития речи ребенка 3 лет проявляется отсутствием связной «взрослой речи»;
  • ребенок не использует мимику и жесты или же, наоборот, использует их преимущественно над речью;
  • дети 4 лет с задержкой речевого развития не используют грамматически правильно построенные фразы, не употребляют все части речи, не умеют объединять в группы предметы и классифицировать их, не строят сложные предложения.

Рассмотрим основные вехи развития речи в норме, чтобы лучше понимать признаки ее задержки:

  • Появление ребенка на свет знаменуется криком, который должен быть громким и продолжительным.
  • В 2-3 месяца ребенок уже проявляет сосредоточение на речевом общении, появляются первые спонтанные вокализации, ребенок «тянет» гласные звуки («а-а-а», «э-э»);
  • 3 месяца – важный этап; характеризуется появлением комплекса оживления при общении со взрослыми, а так же началом гуления.
  • 6 месяцев – это еще один важный период, поскольку ребенок начинает лепетать. Ребенок пытается имитировать звуки, которые слышит, подражает взрослым (эхолалии).
  • После 9 месяцев начинается активное общение с помощью жестов, лепет усложняется.
  • С 11 месяцев до года появляются первые лепетные звукоподражательные слова («мя», «му», «аф»), расширяется пассивный словарь.
  • В 1 год ребенок использует уже примерно 8-10 слов, в 1,5 года в словаре ребенка уже 20-30 слов.
  • Примерно в 1 год и 8-10 месяцев появляется фразовая речь
  • 2-2,5 года – интенсивный период для овладения словарем и грамматическими формами слов.
  • 3 года – речь ребенка приближается к речи взрослого.

Причины задержки речевого развития

К причинам задержки речевого развития специалисты относят:

  • органические нарушения (последствия неблагоприятного воздействия при внутриутробном развитии, различные родовые травмы, следствием которых является гипоксия или асфиксия, и травмы и тяжелые болезни с последствиями до 3 лет);
  • генетические заболевания и синдромы;
  • психические заболевания;
  • нарушения слуха;
  • влияние социальных факторов: двуязычная среда, педагогическая запущенность, отсутствие качественной речевой среды у ребенка;
  • сопутствующие заболевания (или являющиеся первопричиной): ДЦП, синдром Дауна, ранний аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Методы лечения и методы коррекции детей с задержкой развития речи

Коррекционная помощь ребенку с задержкой речевого развития будет зависеть от ряда причин и сопутствующих диагнозов.

В коррекционно-развивающем процессе помощи ребенку с задержкой речевого развития могут принимать участие следующие специалисты: нейропсихолог, логопед, психолог, дефектолог, невролог и узкопрофильные специалисты при необходимости (лечебной физкультуры и массажа, терапии ЛОР-органов, коррекции слуха, сурдо- или тифлопедагогики).

Например, при причинах социального или педагогического характера, необходимы, в первую очередь: пример грамотной речи, организация адекватной речевой среды, стимуляция речи и развитие познавательных процессов, сопровождение всех действий ребенка проговариванием.

При наличии синдрома Дауна ребенку с задержкой речевого развития первоочередной помощью будет следующая: развитие познавательных процессов и социальных навыков.

Если в основе задержки речевого развития лежит органическое поражение мозга, то коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: медикаментозная поддержка, лечебный массаж, периодическое наблюдение  и т.д.

Советы родителям

Чем раньше родители обратят внимание на проблемы в речевом развитии ребёнка и признаки задержки речи, тем проще и успешнее будет восстановление и коррекция. Поэтому если у родителей есть подозрение, что ребенок отстает в развитии, его речь не соответствует уровню развития его сверстников, то единственно верным решением является консультация специалиста.

Нейропсихолог проведет диагностику, определит проблему и разработает грамотный план коррекционно-развивающей работы, оптимальную стратегию помощи ребенку. Кроме того, своевременное обращение к специалисту позволит избежать сопутствующих трудностей в развитии психических процессов и познавательных навыках.

А что еще может сделать родитель сам?

  • Стимулировать развитие речи ребенка, развивая его «тонкую» ручную моторику (в коре головного мозга центры, отвечающие за артикуляцию и мелкую моторику, расположены очень близко и тесно взаимосвязаны);
  • Больше играть и говорить с ребенком, сопровождать речью все его действия («оречевление» процесса;
  • Не включать дома постоянным фоном телевизор или музыку: ребенок должен слышать себя, свои звукоподражания взрослым, ведь «не слышу – значит, не говорю»;
  • Петь с ребенком, играть в ладошки, потешки, читать простые стишки (развивать чувство ритма, что очень полезно для речи и слухового восприятия ребенка);
  • Всячески поощрять словотворчество ребенка;
  • Развивать мелкую моторику всевозможными способами (пальчиковые игры, конструкторы, шнуровки, тактильный песок, рисование пальчиками и ножками);
  • Помогать освоить жесты («пока-пока», поцелуй, «дай», «там» и др.).

Источник: //cns-neiro.ru/articles/zaderzhka-rechevogo-i-psikhorechevogorazvitiya/

Задержка речевого развития у детей: проявления и коррекция

Задержка речевого и психического развития детей, коррекция

Начиная с рождения ребенок издает различные звуки. По мере его роста и развития они превращаются в слоги, постепенно переходя в осмысленные слова и фразы. Скорость, с которой это происходит, у каждого малыша своя. Но есть и определенные нормы.

Серьезное отставание от них может дать повод для беспокойства: возможно, у ребенка задержка речевого развития.

Родителям нужно знать сущность и проявления данного отклонения, ведь от того, насколько своевременно оно обнаружится, напрямую будет зависеть и эффективность лечения.

Почему возникает нарушение

Задержка речевого развития (ЗРР) выявляется в среднем у 5-10 % малышей до 3 лет, причем у мальчиков в несколько раз чаще, чем у девочек.

Опасность заболевания в том, что оно способно негативно повлиять на психическое развитие ребенка: его память, воображение, мышление и установление межличностных связей.

Когда обнаружено, что отставание в речевых и психических процессах у малышей наблюдаются одновременно, медики используют термин ЗПР – задержка психоречевого развития.

Причины возникновения расстройства можно условно подразделить на физиологические (связанные со здоровьем ребенка) и социальные (особенности его окружения, семейного воспитания и т. п.).

К физиологическим  факторам формирования ЗРР чаще всего относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • нарушения остроты слуха и зрения;
  • недоразвитие органов артикуляции (языка, губ, мягкого неба);
  • различные патологии головного мозга;
  • внутриутробные и родовые инфекции или травмы;
  • высокое внутричерепное давление;
  • осложнения после некорректного проведения вакцинаций и др.

Кроме того, на развитие речевого отставания у ребенка могут повлиять курение или употребление алкоголя мамой во время беременности, а также такие заболевания, как синдром Дауна или ДЦП.

К социальным факторам формирования ЗРР у детей относятся:

  • невнятная речь людей, окружающих малыша;
  • недостаточное внимание к ребенку, когда с ним мало общаются и разговаривают;
  • частые стрессы и эмоциональные перегрузки;
  • недостаточная мотивация к развитию речи со стороны родителей, чрезмерная опека;
  • постоянный поток «взрослой» информации, которую ребенок не в состоянии воспринимать и осмысливать.

Иногда развитие ЗРР связано с проживанием в семье, где говорят на разных языках одновременно. Вышеперечисленные причины являются самыми частыми и явными, но примерно в трети случаев установить, почему у ребенка сформировалось данное расстройство, так и не удается.

Нормы развития речи

Чтобы понять, как проявляются задержки в развитии речи у малышей до 3 лет, обратимся к общепринятым возрастным нормам.

  1. Этап гуления. В 2-4 месяца малыш реагирует на обращение взрослых: улыбается, агукает. Начинает издавать отдельные гласные звуки, плавно переходящие из одного в другой.
  2. Этап лепета. В 5-8 месяцев к гласным звукам добавляются согласные, получаются определенные слоги. Затем лепет совершенствуется, малыш ведет своеобразный диалог со взрослыми, прислушиваясь к ним. В этот период многие дети могут использовать слоги, чтобы, например, попросить что-нибудь.
  3. Этап первых слов. К 9-10 месяцам у девочек и к 11-12 у мальчиков сочетания звуков начинают складываться в первые слова: ма-ма, ба-ба, ня-ня и т. п. Они могут звучать слегка искаженно, тем не менее, это уже попытка речи.
  4. В норме ребенок в год произносит около 10 слов (это его активный словарь) и понимает около 200 слов (пассивный словарь). До некоторого времени второй намного больше первого, но около 1,5–1,8 месяца наступает период, когда слова из пассивного словаря начинают быстро входить в активный. У некоторых малышей это время задерживается до 2 лет и чуть больше: ребенок все понимает, но почти не говорит. Это входит в рамки нормы. У таких детей всплеск активной речи часто случается внезапно. Впоследствии они не только догоняют, но часто и перегоняют своих ровесников, заговоривших раньше.

Специалисты считают, что переход к фразовой речи становится возможным, когда в активном словаре малыша насчитывается около 40-60 слов.

  • В 1,5–2 года ребенок произносит первые простые предложения (как правило, из двух слов). Например: «Хочу мишку!».
  • В 2,5 года они становятся более сложными и развернутыми, из 3-4 слов. Например: «Не буду, плохая каша!». Активный словарь подрастает до 50-100 слов.
  • С 3 до 4 лет у детей, как правило, формируется связная речь. Помимо самых простых слов, они пользуются местоимениями, наречиями, прилагательными, умеют изменять слова по числам и родам. Словарный багаж составляет до 800 слов в 3 года и до 1500 – к 4 годам.

Это общепринятые, усредненные нормы. Специалисты считают нормальным речевые отставания на 2-3 месяца у девочек и на 4-5 месяцев – у мальчиков.

Как проявляются отклонения

На разных возрастных этапах могут наблюдаться следующие симптомы ЗРР.

  • В возрасте до года малыш слабо гулит, почти не лепечет, плохо реагирует на речь взрослых, обращенную к нему.
  • В 1,5-2 года почти не делает попыток повторять чужие слова, не способен выполнить простую просьбу, высказанную в словесной форме.
  • В 2 года в речи ребенка полностью отсутствуют самостоятельные слова.
  • В 2,5-3 года он не может соединять слова даже в самые простые фразы.
  • В 3 года и старше – отсутствие собственной, индивидуальной речи, неумение взаимодействовать со сверстниками, неспособность отвечать на простые вопросы и т. п.

Дать точную оценку тому, является ли такое поведение личностной особенностью малыша или это признак ЗРР, может только врач.

Совет

Если ребенок разговаривает только заученными словами (например, фразами близких людей, либо героев книжек и мультиков), вместо речи предпочитает обходиться мимикой и жестами – это серьезный повод показать его специалисту.

Как проводится диагностика

Диагностические мероприятия сводятся к выявлению этиологии нарушения речи. Они требуют комплексного подхода, включающего в себя:

  • изучение истории болезни маленького пациента и его родственников (с целью выявления наследственного фактора);
  • проверку остроты слуха и зрения;
  • тестирование психомоторного развития (особенно лицевых мышц);
  • детальный опрос родителей (время появления первых признаков задержки, обстановка в семье и т. п.).

Таким образом, по направлению педиатра ребенок должен пройти консультацию следующих врачей-специалистов:

  • отоларинголога;
  • окулиста;
  • детского невролога;
  • логопеда;
  • детского психиатра или психолога.

В качестве дополнительных диагностических методов могут назначаться инструментальные обследования:

  • МРТ;
  • ЭКГ;
  • ЭхоЭГ;
  • сканирование головных артерий.

Задержка речевого развития предполагает отличие подобного нарушения от других заболеваний с частично сходной симптоматикой: тугоухости, олигофрении, отита или аденоидов, аутизма и др. Следует также исключить ОНР (общее недоразвитие речи у детей с нормальным интеллектом и ненарушенным слухом). Для этого и проводится столь разносторонняя диагностика.

Выделяется несколько разновидностей расстройства.

  • Логопедическая задержка. Для нее характерны нечеткое произношение лишь некоторых букв или слов, трудности с самостоятельным построением предложения.
  • Темповая (или общая) задержка. Она затрагивает все компоненты речи, от звуков и словарного запаса до связности речи.

Какой бы ни была разновидность, расстройство в той или иной степени неизбежно влияет на развитие психики ребенка. Поэтому, как правило, при наличии большинства симптомов речь идет о задержке психоречевого развития.

Существует несколько периодов, которые медики считают критическими, так как в это время влияние патологических факторов может быть наиболее опасным.

  1. От 1 года до 2 лет. На этом этапе может развиться не только ЗРР, но и алалия (полное отсутствие речевой активности).
  2. В 3 года на фоне основной симптоматики возможно возникновение заикания и мутизма (нежелания вступать в словесный контакт).
  3. От 6 до 7 лет. Помимо прочих симптомов, могут наступать органические поражения мозга. Например, детская афазия, при которой теряется ранее присутствовавшая речь.

Совет

По данным, собранным сайтом TheRebenok.ru, симптомы ЗПР у детей успешно поддаются комплексному лечению. Поэтому не стоит списывать явные признаки нарушения на индивидуальность ребенка, лучше своевременно обратиться к врачу.

Коррекция расстройства

Сущность и объем коррекции нарушения зависят от выявленных в ходе диагностики факторов, ставших причиной отставания в формировании речевых навыков.

Если в основном это причины социально-педагогического характера, главным образом потребуется два условия.

  • Создание благоприятной речевой среды. Сюда входят мотивация ребенка к произношению слов и фраз, демонстрация культуры речи на личном примере, проговаривание вместе с малышом всех его действий и т. п.
  • Занятия с логопедом или дефектологом с использованием наглядных, практических и технических средств реабилитации, игровых упражнений и др.

Если в основе лежит дисфункция мозга, помимо вышеупомянутых мероприятий, подключаются другие методы.

  • Медикаментозная терапия. Могут быть назначены средства, стимулирующие мозговое кровообращение и высшие функции мозга (память, рассудок, сознание). К ним относятся «Ноотропил», «Когитум», «Актовегин» и другие препараты, назначаемые строго врачом. Самолечение при ЗРР категорически исключено.
  • Магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Эти процедуры выборочно воздействуют на определенные зоны головного мозга, отвечающие за дикцию, речевую активность, умственные способности. Проводятся только по назначению врача, так как имеют противопоказания.
  • Специальный логопедический массаж определенных участков лицевых мышц, ушей и рук, проводимый специалистом. По индивидуальным показаниям может быть назначен зондовый массаж Новиковой и некоторые другие методики.

В определенных случаях врачи рекомендуют занятия в дельфинарии или на ипподроме. Они не только нравятся детям, но и оказывают выраженный положительный эффект.

Комплекс этих методик позволяет активизировать произношение, развить зрительное и слуховое внимание, умственные возможности, улучшить дикцию и увеличить словарный запас. Результатом станет развитие связной речи.

Важно!

Домашние занятия с ребенком, которые назначит специалист, должны носить постоянный характер.

Положительное действие оказывают занятия и игры, помогающие развитию мелкой моторики:

  • мозаика и пазлы;
  • рисование;
  • лепка из глины и пластилина;
  • аппликация и др.

Кроме того, полезны дидактические игры (логопедическое лото и др.), различного рода звуковые подражания.

Возможные осложнения

Существует много мифов о том, что задержка речевого развития – надуманный диагноз и расстройство может пройти само, все зависит от индивидуальности ребенка. На самом деле игнорирование явных признаков и несвоевременное обращение за врачебной помощью может привести к развитию таких осложнений, как:

  • отставание (иногда достаточно серьезное) от ровесников в умственном и психическом развитии;
  • увеличение симптоматики с течением времени;
  • трудности, возникающие при общении со сверстниками.

Последнее часто создает большие проблемы при посещении детского сада. Ребенок получает психологическую травму, понимая, что он отличается от других.

Многие дети вообще перестают стремиться к общению, закрываясь в себе.

Поэтому когда приходит возраст для поступления в школу, часто встает вопрос о специальном (вспомогательном) заведении, так как в обычной школе у ребенка непременно возникнут трудности при обучении.

Профилактика расстройства

Профилактика проблем с речевым и психическим развитием малыша начинается во время благоприятного течения беременности, родов и послеродового периода. Маме следует отказаться от вредных привычек, побольше разговаривать с малышом, включать ему мелодичную красивую музыку, петь песни, читать сказки и стихи.

Проходя все необходимые в связи со здоровьем ребенка обследования, нужно не забывать о проверке остроты его зрения и слуха. Лучше, если игрушки, с которыми играет малыш, будут иметь не только развлекательную, но и развивающую направленность. А информацию, не относящуюся к зоне актуального развития ребенка (телевизор, «непонятные» взрослые разговоры и новости) следует ограничить.

Совет

В возрасте 2 лет, даже если никаких отклонений не наблюдается, полезно посетить в профилактических целях врача-логопеда.

Важно обеспечить здоровые, адекватные семейные отношения. Взрослым следует соблюдать речевую культуру, начинать с себя. Родителям нужно побольше общаться с ребенком, проявлять интерес к его внутреннему миру.

Замечено, что малыши, растущие в атмосфере любви и внимания, редко страдают ЗРР. Эффективность коррекционных мероприятий также зависит от совместных усилий врачей, педагогов и родителей.

Только их слаженными действиями возможно достижение положительного результата.

Общеизвестно, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить. К детскому отставанию в речевом развитии это относится в большой степени.

Чем раньше будут начаты лечебные и развивающие занятия, тем больше шансов на скорейшее достижение успеха.

Как правило, при устранении сопутствующих факторов и правильно организованной коррекции дети с ЗРР уже в младшем школьном возрасте догоняют своих сверстников.

Источник: //therebenok.ru/razvitie/rechevoe/zaderzhka-rechevogo-razvitiya.html

Задержка речевого развития у детей 3 лет: причины и методы коррекции

Задержка речевого и психического развития детей, коррекция

Ребенок познает окружающий мир с момента своего рождения. Если роды прошли без особенностей, и малыш развивается соответственно возрасту, то родители, чаще всего, не обращают внимания на некоторое отставание в речи.

Тревогу начинают бить уже ближе к 3 годам, а то и позже. После посещения невролога и логопеда диагноз ЗРР кажется приговором. Причины задержки речевого развития у детей могут быть разными. Главное вовремя поставить диагноз и начать коррекционную работу с дефектологом.

Что означает задержка речи

Отставание ребенка в овладении речью при сохранном интеллекте и без психических отклонений называется задержкой речевого развития.

Родители должны понимать, что такое речевая задержка, и насторожиться, если малыш молчит в три года, у него наблюдается отсутствие фраз, связной речи, ограниченный словарь, нежелание называть предметы или игрушки, повышенная возбудимость или заторможенность. При наличии таких симптомов необходимо обратиться к специалистам, пройти медицинское обследование.

Обычно речевую задержку диагностируют у детей в возрасте 3 лет. Чаще всего она отмечается у мальчиков, но и девочки подвержены данному заболеванию. При этом в поведении наблюдаются заметные отклонения от нормы. Это может выражаться в гиперактивности, неумении сосредоточиться на определенном занятии, повышенной утомляемости.

Малыш не может самостоятельно есть, брать в руку ложку или вилку, неверно держит карандаш, неуклюж, часто падает. При отсутствии коррекционной работы отставание может перерасти в задержку психо-речевого развития. ЗПРР тяжелее поддается коррекции.

Как видите, особенности в лечении задержек в речевом развитии у детей зависят от правильной диагностики и внимательности родителей.

Нормы речевого развития

Прежде чем ребенок овладевает речью, он проходит несколько трудных этапов. Становление речи протекает индивидуально.

Отставание на 4-5 месяцев от сверстников не означает задержку, но в подобных случаях необходимо обращать на этот факт внимание.

Нормой считается, если:

  • К четырем месяцам малыш узнает маму, улыбается, гулит, плачет, если его не берут на руки.
  • У ребенка хорошо развиты хватательные рефлексы.
  • В год у него имеется не менее 10 слов в обиходе. Они могут быть сокращенными, состоять из слогов, однако, малыш должен понимать их значение, показывать, реагировать на правильное произнесение взрослыми (принеси мяч, подай куклу).
  • К 2 годам словарь заметно расширился (до 150 слов). Ребенок произносит фразы, короткие предложения.
  • В 2 с половиной года употребляет прилагательные, знает собственное имя, в словаре до 300 слов, пытается задавать вопросы.
  • В 3 года дети уже в достаточной мере овладевают связной речью, используют предлоги, правильно используют окончания, строят предложения из нескольких слов. Посторонний человек должен понимать, что говорят дети в этом возрасте.
  • В 4 года допустимо неумение верно произносить некоторые звуки. Малыш отвечает на вопросы, составляет небольшой рассказ из простых предложений, знает собственное имя и имена родителей.
  • К 5 годам присутствует связная речь, употребляются предлоги, местоимения, глаголы. Ребенок должен изменять существительные по родам, числам, падежам, знать основные и оттеночные цвета, геометрические фигуры, названия животных, их детенышей, ориентироваться в пространстве.

Система определения развития речи весьма относительна. Дети овладевают этими процессами по-разному.

Необходимо учитывать некоторые особенности: обстановка, в которой воспитывается малыш, его характер, активность, наследственные факторы.

Однако примерная схема поможет определить наличие тех или иных отклонений и обратиться за помощью в случае несоответствия уровням развития. Непонятная невнятная речь у детей в трехлетнем возрасте, которую не в силах разобрать даже родители, требует внимания и контроля у дефектолога.

Признаки задержки речевого развития

Основными отклонениями от нормы считаются:

  • отсутствие активности в доречевом периоде, вялая реакция на появление родителей, гуление и лепет начинаются значительно позже 4 месяцев или вовсе не появляются;
  • слабая реакция на посторонние звуки в год;
  • нежелание жевать твердую пищу (ребенок давится, если еда не перетерта) в возрасте полутора лет;
  • эхолалия (неосознанный повтор звуков и слов за взрослыми);
  • отсутствие навыка показа по образцу в 1,5-2 года;
  • бедный словарный запас к 2 годам или отсутствие такового;
  • непонятная для окружающих речь к 3 годам;
  • отсутствие фразовой речи;
  • неумение составлять простые предложения к 3 годам;
  • замена речи жестикуляцией;
  • ускоренная или замедленная невнятная речь;
  • слюнотечение, открытый рот (в связи со слабостью артикуляционных органов и наличия парезов);
  • к 5 годам нет фразовой речи, присутствует жестикуляция, отстраненность.

Подобные симптомы проявляются с 2-х лет. Отсутствие динамики в развитии и присутствие хотя бы одного признака должны послужить причиной тревоги. Особенного внимания заслуживают пятилетние дети. Этот возраст считается старшим дошкольным. Не говорящий ребенок не сможет полноценно развиваться рядом с остальными детьми.

Диагностика речевой задержки

Присутствие вышеперечисленных отклонений должно насторожить родителей. Не стоит думать, что, если кто-то из взрослых в детстве молчал в 4, 5 лет, а потом резко заговорил, то же произойдет и с ребенком. Случаи были, но не нужно рисковать напрасно. Упущенное время для занятий и лечения задержки речевого развития может пагубно сказаться на будущем малыша.

Для подтверждения диагноза необходимо посетить ряд специалистов. Среди них обязательно должен присутствовать педиатр, невролог, лор, логопед, психолог. Они проводят подробное изучение истории болезни.

Медицинское обследование поможет обнаружить физиологические патологии, даст возможность оценить состояние мозговой активности, микропоражений, наличие тугоухости и других заболеваний, способствующих появлению задержки речевого развития у детей. На основании анамнестических данных и заключения лечащего врача логопед проводит собственный осмотр.

Специалист должен оценить состояние артикуляционного аппарата, моторики, ориентацию в пространстве, уровень коммуникации, наличие словаря. Исключаются психические расстройства (аутизм), нарушения интеллекта (олигофрения). Только после проведенного медико-педагогического обследование можно приступать к коррекции.

Логопед занимается постановкой отсутствующих звуков, развитием фонематического слуха, связной речи, учит пересказывать короткие рассказы, описывать картинки. Наиболее эффективными будут занятия с дефектологом.

При полном отсутствии речи нет смысла ставить звуки. Прежде всего, необходимо побудить малыша к общению. Научить оперировать звуками, словами, показать, что гораздо проще получить желаемое, если это проговорить, а не требовать, истерично топая ногами.

Коррекционно-развивающая работа

На основе выявленной причины возникновения отставания речи дефектолог строит свои занятия. В случаях педагогической запущенности или отрицательной социальной обстановки, в которой находятся дети с задержкой речевого развития, необходимо создать благоприятный фон, настроить малыша на работу, вызвать интерес к происходящему.

По возможности следует проговаривать с ним каждое действие, предмет, звук. Наиболее эффективным будет подбор демонстрационного материала, карточек с изображениями, звуковое сопровождение, обыгрывание сказок.

Основной упор делается на развитие познавательных процессов, внимания, памяти, игровой деятельности, вызывание речи. Ребенок не должен получать отрицательные эмоции от занятий. Так как дети познают окружающий мир через игру, то его следует учить не просто манипулировать игрушками, а устраивать сюжетно-ролевые игры. Малыш должен с удовольствием включаться в процесс.

При обнаружении нарушений работы мозга детский невролог назначает препараты, стимулирующие активность речевых зон. В комплексной терапии используется массаж, магнитотерапия, электрофорез. Психолог оценит состояние, поможет справиться с комплексами, ведь ребенок начинает осознавать, что не такой, как остальные.

Неумение общаться со сверстниками не дает ему в полной мере преодолеть психологический барьер, что сказывается на результатах работы. Такие дети играют обособленно. Попытки наладить контакт с другими приводят к полному отстранению.

И все же основной труд ложится на плечи родителей. Они больше времени проводят с ребенком. Проконсультировавшись с дефектологом, психологом и другими врачами, они должны понимать, что от их заинтересованности зависит будущее любимого чада.

Специалисты предлагают домашние задания, рекомендуют упражнения, направленные на устранение проблемы. Работая слаженно, уже через несколько занятий можно увидеть положительную динамику. Обычно уже к школе такие дети прекрасно разговаривают, а по развитию даже превосходят сверстников.

Рекомендации для родителей

После постановки диагноза мамы и папы не должны впадать в панику. После консультации со специалистом, правильных занятий задержка речевого развития у ребенка может быть устранена в кратчайшие сроки.

Обращение к специалистам поможет избежать осложнений и добиться полного излечения.

Чтобы помочь ребенку настроиться позитивно, следует придерживаться простых правил:

  • нельзя все время одергивать малыша, делать акцент на дефекте;
  • побуждать к занятиям, но не заставлять;
  • проговаривать каждое действие по несколько раз, показывать, как правильно;
  • разрешать крохе участвовать в мытье посуды, уборке, давать больше самостоятельности;
  • не использовать сложные предложения, обороты;
  • читать и заучивать короткие стихи, потешки, поговорки, петь песенки;
  • желательно меньше проводить времени за просмотром телевизора, компьютера;
  • развивать силу выдоха специальными упражнениями;
  • каждый день выполнять артикуляционную гимнастику, стоя перед зеркалом;
  • играть в игры для развития мелкой моторики с помощью подручных средств: круп, фасоли, шишек, массажных мячиков;
  • хвалить ребенка, даже если у него не получается выполнять упражнения.

Профилактические меры

Появление малыша в семье означает еще и большую ответственность. Дети требуют постоянного внимания. Нужно быть готовым ко многим трудностям. Общение и близость с ребенком помогут избежать отставания в развитии и предупредить задержку.

Больше играйте с ним в подвижные игры, уделяйте внимание разным мелочам, объясняйте, почему стало темно или куда летит птичка. Предлагайте лепить из теста, пластилина, рисовать, раскрашивать, вместе рассматривать и читать детские книги. Уберите бесполезные мягкие игрушки. Приобретите конструктор, пазлы, кубики, головоломки.

Если же заболевание проявилось, не показывайте, что малыш не такой, как остальные. Чем раньше будут начаты занятия, тем быстрее ребенок заговорит. Не оттягивайте консультацию с врачами, логопедом. Своевременная комплексная помощь поможет преодолеть задержку речевого развития.

Источник: //DeteyLechenie.ru/psihiatriya-nevrologiya-psihologiya/zaderzhka-rechevogo-razvitiya.html

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей — отставание ребенка в развитии

Задержка речевого и психического развития детей, коррекция

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) означает, что по каким-либо причинам у ребенка отстает скорость освоения связной речи и «подтормаживает» психическое развитие.
Еще больше усугубляет проблему тот факт, что обнаруживают отставание ребенка в развитии родители зачастую слишком поздно — ближе к 5-6 годам.

Связано это с социальной активностью детей. К этому возрасту они начинают общаться с окружающими более активно, чем в младенчестве, осваивают новые знания, готовятся к школе. Тут-то и выясняется, что за ограниченным словарным запасом, словами, не связанными в предложения, которые вовсе не казались пугающими в раннем возрасте, скрывается задержка психических и интеллектуальных навыков.

Как определить ЗПРР?

В первую очередь, не пугаться и быть объективными. «Он еще маленький», «скоро наверстает» — такие фразы окажут плохую услугу. Индивидуальные особенности развития допускают отклонения от нормы на 2-3-4 месяца, не более!
Проверьте своего ребенка:

  • В год он должен произносить порядка 10 простых слов, знать названия окружающих его предметов.
  • К полутора годам словарный запас увеличивается до 50-60 общеупотребительных слов.
  • Далее темп нарастает — в 1,8 лет освоено до 180 слов, в 2 года — 300, к 3 годам — до 1000!
  • В 2 года ребенок строит простые предложения, использует в речи прилагательные и местоимения, задает вопросы («кто?», «где?»), выполняет обращенные к нему просьбы («принеси, положи»).
  • В 3 года речь уже в основном состоит из сложных предложений, объединенных по смыслу. Ребенок хорошо знает названия предметов, частей тела, легко идет на контакт со сверстниками, запоминает детские стихи и сказки.
  • К 5 годам он говорит уже почти как взрослый, имеет большой словарный запас. В предложении использует все части речи, образуя правильные грамматические формы.

А если ребенок отстает в развитии?

Чем раньше будет замечено отставание, тем легче его скорректировать. Задержка психоречевого развития в 2-3 года полностью может быть компенсирована и ребенок пойдет в 1 класс вместе со своими друзьями во дворе.

Поэтому родители должны быть настороже и при подозрении на наличие проблемы поспешить к специалистам.
Начать можно с педиатра. Он оценит общий физиологический статус ребенка и даст направление к неврологу и дефектологу.

Почему нужно торопиться?

Важно точно определить причину отставания в формировании речи.

  • Если основным влияющим фактором является задержка психического развития, сама по себе она не компенсируется. Требуются лекарства, активные психолого-педагогические занятия. ЗПР определяет весь психоэмоциональный статус ребенка. Он обладает неустойчивым вниманием, подвержен частой смене эмоций, трудно обучается. О состоянии задержки психического развития мы говорили в отдельной статье. Так же говорится и о том, что это состояние является лишь пограничным между нормой и заболеванием, а значит своевременная коррекция принесет свои плоды.
  • Часто в раннем возрасте у детей отстает лишь развитие речи. В интеллектуальном и психическом плане они вполне здоровы. В статье о ЗРР мы писали об основных признаках этого состояния и о методах его коррекции. Главное — вовремя начать принимать меры. Активная работа по стимулированию развития речи поможет сдвинуть ситуацию с места и помочь ребенку разговориться.
  • Если же ЗРР не принимать во внимание, то проблема лишь усугубляется. В более старшем возрасте, ближе к школе, ребенок нуждается в полноценном общении. Социальные связи, дружба со сверстниками, обучение и воспитание требуют полноценной связной речи. Ее отсутствие приводит к торможению психического развития. И вот тогда возникает новое состояние, требующее уже значительно более серьезных усилий по компенсации — ЗПРР. Задержка психоречевого развития — это уже отставание не только в речи, но и в психоэмоциональной сфере. Без коррекции такое состояние приведет к тому, что ребенок не сможет учиться в обычной школе вместе со своими сверстниками.

Методы коррекции задержки психоречевого развития

Специалисты могут предложить вам и вашему ребенку разнообразные способы компенсации. Однако важно помнить, что лишь в комплексе они смогут дать результат.
Коррекционные действия включают в себя медикаментозные (иногда) и психолого-педагогические методы (в обязательном порядке).

Для улучшения работы мозга, «строительства» нейронов и стимулирования работы речевого центра назначаются лекарственные препараты. Несмотря на то, что они давно «на слуху» у многих родителей, которые обеспокоены задержкой в развитии своего ребенка, принимать их самостоятельно нельзя! Назначения делает невролог исходя из конкретной ситуации.

Дефектолог-логопед занимается с ребенком, развивая его мышление, память и речь. В коррекционный курс входят различные уроки, стимулирующие психическое и речевое развитие:

  • пальчиковые игры;
  • мозжечковая стимуляция;
  • дидактические игры для коррекции эмоционального развития;
  • игры на внимание, стимулирование памяти;
  • артикуляционная гимнастика, улучшение звукопроизношение;
  • расширение словарного и понятийного запаса.

Для каждой ситуации подбирается своя программа занятий, исходя из особенностей ребенка и требований коррекции.
Именно педагогическая работа должна стоять в основе коррекционных мер. Родителям придется создавать дома благоприятную для развития ребенка среду, выполнять задания, играть, читать и заниматься. Но все окупится сторицей. Главное — не потерять время.

В нашем центре принимают детей с 1,5-2 лет — не упустите возможность скорректировать отставание!

Источник: //karkusha.su/zaderzhka-psihorechevogo-razvitiya-zprr-otstavanie-rebenka-v-razvitii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.