Влияние хозяйственной деятельности человека на растения

6 класс. Биология. Влияние человека на растительный мир, охрана растений – Влияние человека на растительный мир, охрана растений

Влияние хозяйственной деятельности человека на растения

Влияние вредных факторов на растения. Растительный мир чрезвычайно многообразен. Но растения, как и другие живые организмы Земли, подвергаются воздействию различных вредных факторов, особенно в городах и их окрестностях. Особую опасность представляет загрязнение воды, воздуха, почвы вредными веществами.

Например, газы, которые выбрасывают в атмосферу промышленные предприятия и транспорт, вызывают заболевания и гибель растений: листья теряют зелёную окраску и опадают, отмирают корни и многие растения исчезают совсем. Специалисты ищут пути оздоровления окружающей среды.

На промышленных рпедприятиях устанавливают фильтры, обезвреживают действие выхлопных газов транспорта.

Загрязнение окружающей среды оказывает губительное воздействие на растительный мир, угрожая в конечном счёте здоровью и даже жизни человека.

Использование растений для охраны среды от загрязнения. Стараясь оздоровить воздух в городах и посёлках, люди высаживают растения. При этом повышается содержание кислорода и уменьшается доля вредных газов и пыли.

Желательно высаживать растения, выделяющие, например, фитонциды, но не все они выдерживают загрязнённый воздух: у них отмирает листва, прекращается рост и дерево постепенно засыхает. Поэтому для городских насаждений годятся не все древесные породы.

Многие растения, особенно чувствительные к ядовитым веществам, могут служитьиндикаторами загрязнения воздуха. При повышенном содержании в воздухе сернистого газа подсыхает и опадает хвоя ели обыкновенной (1).

Листья люцерны (2) и редьки повреждаются даже при слабой концентрации в воздухе хлористого водорода. При наличии в воздухе фтора – листья гладиолуса (3). Подобных примеров известно много.

Растения-индикаторы следует высаживать вокруг промышленных предприятий, вдоль автомагистралей, чтобы вовремя получать сигналы опасности.

Многие растения способны поглощать и перерабатывать вредные для человека вещества. Определено, что значительное количество таких веществ поступают в хлоропласты.

Большое количество сернистого газа поглощает тополь бальзамический. Тополь чёрный (2), липа мелколистная (3) и конский каштан обыкновенный(4) поглощают свинец.

 Сирень обыкновенная и бузина красная (6) – радиоактивные вещества. Хорошо очищает воздух городов снежноягодник (5).

Многие растения, содержащие или выделяющие вещества губительные для других организмов, можно использовать вместо ядохимикатов при борьбе с вредителями сада и огорода.

Отвар чистотела применяют против крыжовникового пилильщика, гусениц яблоневой плодожорки, тли и щитовки. Отвар горчицы – от гороховой плодожорки.

 Лук и чеснок можно высадить около растений, которые страдают от долгоносика, клещей, проволочника.

Охрана растений и растительных сообществ. Человек постоянно вмешивается в жизнь природы. К серьёзным нарушениям в равновесии природы приводит загрязнение среды промышленными предприятиями, выхлопными газами автомобилей, бытовым мусором, ядохимикатами.

Губительны для природы распашка степей, осушение болот, неконтролируемая вырубка лесов, лесные пожары. Также к исчезновению растительности приводит: сбор плодов и цветов, вытаптывание, поломанные ветки, отсутствие птиц, распуганных присутствием человека.

Исчезают целые растительные сообщества и отдельные виды.

Исчезающие виды растений внесены в Красные книги России или области, района. Они подлежат особой охране. Среди них много красивых растений – это виды подснежников (4), ятрышников (2), сон-травы (1), лилий.

Отдельные виды растений сохраняют в ботанических садах. Но для того чтобы сохранить растительные сообщества и виды исчезающих растений в природе, создана сеть охраняемых территорий, где воздействие человека на природу ограничено или вовсе исключено.

Заповедники – это большие территории, где сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс. Здесь запрещена любая хозяйственная деятельность человека, в том числе сенокошение, сбор растений, выпас скота. В заповедниках работают учёные, изучающие жизнь природы.

Самые крупные заповедники получают статус биосферных. На территории России это Кавказский, Центральнолесной, Воронежский, Центральносибирский, Байкальский заповедники.
Заказники – небольшие участки временно охраняемой территории с ограничением хозяйственной деятельности и посещения людей.

В заказниках сохраняют отдельные виды растений или животных.

Национальные парки – большие территории, как правило, расположенные в живописных местах, на которых сохранились природные комплексы особой ценности.

Большая часть национальных парков, в отличие от заповедников, открыта для посещения людей. В них проводятся работы по сохранению редких видов растений и животных.

На территории Москвы и Московской области расположен национальный парк Лосиный остров. На Кавказе – Сочинский национальный парк.

Антропогенное влияние

Че­ло­век ра­зум­ный по­явил­ся на земле около 200 тыс. лет назад.

Ан­тро­по­ген­ные фак­то­ры – фак­то­ры, ко­то­рые по про­ис­хож­де­нию свя­за­ны с де­я­тель­но­стью че­ло­ве­ка.

Эко­ло­гия – наука об от­но­ше­нии ор­га­низ­мов и их со­об­ществ между собой и с окру­жа­ю­щей сре­дой.

Около 10 000 лет назад че­ло­век начал одо­маш­ни­ва­ние рас­те­ний и жи­вот­ных. Так че­ло­век пе­ре­шел от охоты и со­би­ра­тель­ства к зем­ле­де­лию и ско­то­вод­ству. В ре­зуль­та­те хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­ность умень­ши­лось ко­ли­че­ство диких жи­вот­ных, пло­ща­ди лесов.

Умень­ше­ние пло­ща­ди лесов при­ве­ло к об­ме­ле­нию рек. Ис­то­щи­лись почвы, стало боль­ше овра­гов, уча­сти­лись су­хо­веи. Во мно­гих во­до­е­мах вода стала непри­год­ной для питья.

Араль­ское море

Араль­ское море (см. Рис. 1) – быв­шее со­ле­ное озеро на гра­ни­це Ка­зах­ста­на и Уз­бе­ки­ста­на. На­чи­ная с 60-х годов про­шло­го века, из пи­та­ю­щих его рек про­из­во­дил­ся забор воды для оро­ше­ния полей. И уро­вень воды в море стал па­дать, оно рас­па­лось на 2 во­до­е­ма.

До об­ме­ле­ния Араль­ское море было 4-м по ве­ли­чине озе­ром мира. На быв­шем дне озера от­кла­ды­ва­лись ядо­хи­ми­ка­ты с полей, ко­то­рые с пылью раз­но­сят­ся на окру­жа­ю­щие тер­ри­то­рии. И рост дикой рас­ти­тель­но­сти тор­мо­зит­ся.

Со­глас­но рас­че­там уче­ных, спа­сти Араль­ское море невоз­мож­но даже при пол­ном от­ка­зе от за­бо­ра воды.

Рис. 1. Араль­ское море

За­гряз­не­ние воды, воз­ду­ха, почвы может вы­зы­вать на­ру­ше­ние и ги­бель при­род­ных со­об­ществ. По­это­му в раз­ных стра­нах есть за­ко­ны, ре­гла­мен­ти­ру­ю­щие ис­поль­зо­ва­ние при­род­ных бо­гатств.

Но в се­ре­дине XX века хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность че­ло­ве­ка при­ве­ла к очень се­рьез­ным по­след­стви­ям.

Влияние вредных факторов на растения

Рас­те­ния под­вер­же­ны дей­ствию за­гряз­не­ния окру­жа­ю­щей среды. За­гряз­не­ние может быть хи­ми­че­ским (вы­хлоп­ные газы), фи­зи­че­ским (на­грев воды от ТЭЦ, шум) и био­ло­ги­че­ским (ввоз бор­ще­ви­ка Сос­нов­ско­го (см. Рис. 2) на тер­ри­то­рию Рос­сии, ввоз кро­ли­ков на тер­ри­то­рию Ав­стра­лии, что при­ве­ло к зна­чи­тель­но­му умень­ше­нию кор­мо­вой базы).

Рис. 2. Бор­ще­вик Сос­нов­ско­го (Ис­точ­ник)

Газы (вы­хлоп­ные, про­мыш­лен­ные) вы­зы­ва­ют ги­бель рас­те­ний: ли­стья опа­да­ют, корни от­ми­ра­ют. И мно­гие рас­те­ния могут со­всем ис­чез­нуть. Для оздо­ров­ле­ния окру­жа­ю­щей среды на вы­хлоп­ных тру­бах уста­нав­ли­ва­ют филь­тры, ко­то­рые за­дер­жи­ва­ют ядо­ви­тые ве­ще­ства. Ис­чез­но­ве­ние рас­те­ний гу­би­тель­но ска­жет­ся на че­ло­ве­ке.

В на­сто­я­щее время во всех раз­ви­тых стра­нах при­ни­ма­ют за­ко­ны и про­во­дят ме­ро­при­я­тия по за­щи­те окру­жа­ю­щей среды.

Охраняемые природные территории

Охра­ня­е­мые при­род­ные тер­ри­то­рии со­зда­ют­ся для со­хра­не­ния наи­бо­лее ред­ких и цен­ных видов.

За­по­вед­ник – тер­ри­то­рия, где пол­но­стью за­пре­ще­на любая хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность.

За­каз­ник – тер­ри­то­рия, где охра­ня­ет­ся часть при­род­но­го ком­плек­са, ко­то­рая обес­пе­чи­ва­ет вы­жи­ва­ние опре­де­лен­ных видов рас­те­ний и жи­вот­ных. Хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность, ко­то­рая не за­тра­ги­ва­ет эту часть ком­плек­са, здесь может быть раз­ре­ше­на.

На­ци­о­наль­ный при­род­ный парк – тер­ри­то­рия, где в целях охра­ны окру­жа­ю­щей среды огра­ни­че­на де­я­тель­ность че­ло­ве­ка. В от­ли­чие от за­по­вед­ни­ка, сюда до­пус­ка­ют­ся ту­ри­сты. В огра­ни­чен­ных мас­шта­бах раз­ре­ше­на хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность.

Бо­та­ни­че­ский сад – тер­ри­то­рия, на ко­то­рой со­дер­жит­ся кол­лек­ция живых ред­ких рас­те­ний.

Крас­ная книга – спи­сок ред­ких и на­хо­дя­щих­ся под угро­зой ис­чез­но­ве­ния жи­вот­ных, рас­те­ний и гри­бов. Крас­ные книги бы­ва­ют раз­лич­но­го уров­ня — меж­ду­на­род­ные, на­ци­о­наль­ные и ре­ги­о­наль­ные.

Зе­ле­ная книга яв­ля­ет­ся го­су­дар­ствен­ным до­ку­мен­том, в ко­то­ром со­бра­ны све­де­ния о со­вре­мен­ном со­сто­я­нии ред­ких, ис­че­за­ю­щих и ти­пич­ных при­род­ных рас­ти­тель­ных со­об­ществ, нуж­да­ю­щих­ся в охране и име­ю­щих важ­ное зна­че­ние как со­став­ная часть био­ло­ги­че­ско­го раз­но­об­ра­зия.

Использование растений для защиты окружающей среды

Рас­те­ния имеют раз­ную чув­стви­тель­ность к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды, наи­бо­лее чув­стви­тель­ны мхи, пихта, граб.

Осо­бен­но чут­кие виды на­зы­ва­ют ви­да­ми-ин­ди­ка­то­ра­ми, на­блю­дая за ними можно оце­нить со­сто­я­ние окру­жа­ю­щей среды.

Ли­хе­но­ин­ди­ка­ция

Ли­хе­но­ин­ди­ка­ция – метод опре­де­ле­ния со­сто­я­ния окру­жа­ю­щей среды при по­мо­щи ли­шай­ни­ков. Ли­шай­ни­ки впи­ты­ва­ют влагу всем телом, так же могут по­сту­пать и ток­сич­ные ве­ще­ства.

По­это­му ли­шай­ни­ки особо уяз­ви­мы к дей­ствию за­гряз­не­ния воз­ду­ха. Пер­вые со­об­ще­ния о мас­со­вой ги­бе­ли ли­шай­ни­ков в окрест­но­стях про­мыш­лен­ных го­ро­дов от­но­сят­ся ко вто­рой по­ло­вине XIX века.

Ли­хе­но­ин­ди­ка­ция пред­на­зна­че­на для дли­тель­ных ис­сле­до­ва­ний.

Наи­бо­лее устой­чи­вые рас­те­ния сле­ду­ет ис­поль­зо­вать для озе­ле­не­ния и со­зда­ния за­щит­ных ле­со­по­лос. К за­гряз­не­ни­ям ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха устой­чи­вы то­поль, лист­вен­ни­ца. Они по­гло­ща­ют мно­гие вред­ные ве­ще­ства и яв­ля­ют­ся хо­ро­ши­ми пы­ле­уло­ви­те­ля­ми.

Леса во­круг про­мыш­лен­ных го­ро­дов по­гло­ща­ют и обез­вре­жи­ва­ют вред­ные ве­ще­ства.

Вы­ми­ра­ние – есте­ствен­ный про­цесс

Жи­вот­ный и рас­ти­тель­ный мир древ­но­сти силь­но от­ли­чал­ся от со­вре­мен­но­го. Мно­гие груп­пы рас­те­ний пол­но­стью вы­мер­ли. Вы­ми­ра­ние – один из ос­нов­ных про­цес­сов эво­лю­ции. За жизнь пла­не­ты на­счи­ты­ва­ют 5 мас­со­вых вы­ми­ра­ний видов. По­след­нее из них – вы­ми­ра­ние ди­но­зав­ров.

В Рос­сии ра­бо­та­ют об­ще­ствен­ные и го­су­дар­ствен­ные ор­га­ни­за­ции за­щит­ни­ков окру­жа­ю­щей среды.

источник конспекта – http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/tema/vliyanie-cheloveka-na-rastitelnyy-mir-ohrana-rasteniy?seconds=0&chapter_id=1768

источник видео – http://www..com/watch?v=8MvTqd2N-3Y

источник видео – http://www..com/watch?v=4EZhex3OUew

источник видео – http://www..com/watch?v=VhumoClXPEc

источник видео – http://www..com/watch?v=0HUd5FKtTzE

источник видео – http://www..com/watch?v=x_UJZ6fwQkw

источник видео – http://www..com/watch?v=rpGG9ZyRQh0

источник видео – http://www..com/watch?v=OEfY635sUag

источник презентации – http://ppt4web.ru/ehkologija/vlijanie-cheloveka-na-rastitelnyjj-i-zhivotnyjj-mir.html

http://biolicey2vrn.ru/index/vlijanie_cheloveka_na_rastitelnyj_mir/0-76

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/2392/lesson

§ 32. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений

Влияние хозяйственной деятельности человека на растения

1. Какие факторы влияют на развитие растительного мира?

На развитие растительного мира влияют самые разнообразные факторы окружающей среды: количество света, количество тепла, перепады температуры воздуха, влажность, высота над уровнем моря, животный мир характерный для данной территории и хозяйственная деятельность человека.

2. Какие приспособления к природным условиям вырабатываются у растений?

Растения очень хорошо умеют приспосабливаться (адаптироваться) к окружающей среде. Например, у растений могут видоизменяться листья, стебли, корни и прочие части растения.

Так, у растений, произрастающие в засушливых условиях, листья могут видоизменяться в колючки, а у растений растущих на топких почвах могут образовываться дополнительные воздушные корни, которые поглощают кислород с поверхности земли.

Приспособления к природным условиям часто происходят уже на клеточном уровне, например в некоторых условиях цитоплазма растений становится более вязкой и эластичность или изменяется осмотическое давление внутри клеток. Кроме того, в зависимости от условий окружающей среды растения вырабатывают наиболее эффективный способ размножения и способ распространения семян.

3. Какое значение имеют растения в жизни человека?

В жизни человека растения играют огромную роль:

  • культурные растения человек употребляет в пищу;
  • из некоторых растений изготавливаются волокна для производства тканей и одежды;
  • лечебные растения используются человеком в медицинских целях;
  • некоторые растения, например рапс и каучук, выращиваются для изготовления промышленного сырья;
  • древесина деревьев используется для строительства домов, лодок и для производства бумаги;
  • растения — главные поставщики кислорода на нашей планете, поскольку только они способны преобразовывать углекислый газ в кислород, пригодный для дыхания;
  • растениями озеленяются города и другие поселения людей для того, чтобы они поглощали пыль и вредные вещества и очищали воздух, вдыхаемый людьми;
  • красота растений становится источником вдохновения, а также любимым способом отдыха для многих людей. 

Вопросы в конце параграфа

1. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на растительный мир?

Примерно 10 тысяч лет назад человек начал вводить растения в культуру и перешел от собирательства и охоты к земледелию. Началась распашка земель, раскорчёвка и выжигание лесов под поля и пастбища. Все это стало приводить к изменениям в природе: леса начали редеть, виды диких животных — сокращаться, реки — мелеть, а почвы — истощаться. 

Со временем все эти проблемы лишь усугублялись, поскольку интенсивность возделывания земель век от века лишь увеличивалась.

За последние 100 лет появились и новые проблемы: устройство гидроэлектростанций изменило русла многих рек и целые природные сообщества были затомлены, вокруг крупных городов появились свалки мусора, которые стали приводить к болезням и гибели отдельных растений и природных сообществ. 

Можно сказать, что в результате хозяйственной деятельности человека были уничтожены 2/3 всех лесов на планете, миллионы гектар плодородных земель превратились в пустыни и с лица Земли навсегда исчезли сотни видов растений.

2. С какой целью создают заповедники? В чём их отличие от заказников?

Заповедники создаются с целью сохранения наиболее ценных и уникальных уголков природы. На территории заповедников запрещена любая хозяйственная деятельность человека.

В отличие от заказников, заповедники охраняют только наиболее ценные растения и животных, а весь природный комплекс, расположенный на территории заповедника.

3. Как охраняют природу в нашей стране?

В нашей стране активно работают государственные и общественные организации защитников окружающей среды.

Государственные органы принимают различные законы, направленные на сохранения природы, проводят мероприятия, направленные на защиту окружающей среды от вредных воздействий, создаются заповедники, заказники, ботанические сады и национальные парки, способствующие сохранению редких и исчезающих видов растений.

4. Какова роль растений в оздоровлении окружающей среды?

Растения помогают людям выявлять наиболее загрязнённые участки местности. Например мхи, пихты, ели, грабы и некоторые другие растения очень чутко реагируют на загрязнения окружающей среды.

Наблюдая за этими растениями, ученые могут быстро определить уровень загрязнения той или иной местности, чтобы начать предпринимать действия по восстановлению благоприятной среды для живых организмов планеты.

Также растения помогают людям бороться с загрязнением окружающей среды. Так, тополь, каштан, акация белая, ольха, ива, боярышник, акация жёлтая, сирень, берёза, лиственница и множество других растений способны выживать даже в самых загрязнённых районах. Они активно поглощают из воздуха вредные вещества и пыль, а после переработки выделяют в окружающую среду чистый и свежий воздух. 

Именно поэтому в городах и других населённых пунктах делается озеленение, а промышленные предприятия окружаются лесом или лесопосадками.

5. Почему охрана природы должна стать делом всех людей планеты?

Чистая и здоровая окружающая среда, зелёные насаждения — это залог жизни на Земле. Человек не может жить в условиях сильного загрязнения воздуха, люди начинают болеть, быть вялыми, пассивными. В некоторых случаях экологические проблемы могут привести даже к гибели людей и животных.

Именно поэтому, охраняя природу мы охраняем возможность продолжения жизни человечества на нашей планете. Уменьшение загрязнения природы, создание возможности для её очищения, рациональное использование ресурсов — все это очень важная работа для всех без исключения народов мира.

Словарик

Заповедник — это ценный уголок природы, в которых законом запрещена любая хозяйственная деятельность.

Заказник — это природный комплекс или район, в которых на законодательном уровне охраняются определённые растения или животные.

Ботанический сад — это специальное учреждение, в котором собраны коллекции редких растений, и растений, только вводимых в культуру.

Рациональное природопользование —  это способ использования природных богатств человеком, при котором человек старается минимизировать наносимый природе ущерб, а также проводит мероприятия по восстановления природы.

Источник: http://bio-geo.ru/uc-pasechnik-6-32/

Урок биологии в 7-м классе на тему:

Влияние хозяйственной деятельности человека на растения

Эпиграф:

В природу шагу не ступить, Чтоб тотчас так ли сяк, Ей чем-нибудь не заплатить,

За этот самый шаг. (А.Твардовский.)

Девиз: Не уничтожать, а изучать, охранять, приумножать богатства природы.

Оборудование:

  • Красная книга растений ЧР,
  • компьютер для показа презентации растений из Красной книги и лекарственных растений,
  • книги с растениями лугов, лесов, полей, оформления класса в виде зала суда.

Цели:

  1. Сформировать знания о биологическом многообразии растений, об уменьшении численности многих видов в результате деятельности человека; познакомить школьников с некоторыми лекарственными растениями и растениями, занесенными в Красную книгу своей местности.

  2. Учащиеся смогут научиться видеть различные, противоположные стороны одной и той же проблемы.
  3. Развивать внимание, навыки участия в дискуссии, активность и самостоятельность учащихся.
  4. Учащиеся смогут сформировать толерантное отношение к другим мнениям.

Ход урока

1. Оргмомент

Мы сегодня проведем урок-суд. Суд над человечеством. Сможет ли чаша весов положительной деятельности человечества перевесить чашу весов отрицательной деятельности. И еще вспомним свое влияние на растительный мир.

В игре участвуют 4 группы:

  • обвинение,
  • защита,
  • суд присяжных,
  • человечество.

2. Предварительная подготовка к уроку

Учащимся предлагается следующая проблема

. Представьте себе такую ситуацию. В суд поступило следующее заявление: “Просим осудить человечество и лишить ее свободы, так как оно наносит большой вред природе, что может привести к исчезновению растительности на Земле”.

Нам надо рассмотреть это заявление в суде и принять решение.

3. Задания группам.

Обвинение

Выбирает прокурора для ведения судебного заседания. Продумывает направления для обвинения (вырубка лесов, исчезновение видового состава растительности, загрязнение атмосферного воздуха). Готовит вопросы для свидетелей обвинения, выбранных из общественности.

Защита

Выбирает обвиняемого человечество. Продумывает направления для защиты (увеличение разнообразия растений, заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга). Готовит вопросы для свидетелей защиты, выбранных из общественности.

Суд присяжных

Знакомится с материалами, представленными защитой и обвинением. Готовит заключительную речь.

Природа

Готовит свидетелей для защиты и обвинения (каждый свидетель готовит рассказ).

Всем группам выдаются дополнительные материалы, а так же предлагается найти собственную информацию.

4. Ход игры.

I. “Встать, суд идет”.

Сегодня слушается дело человечества, которого природа обвиняет о нанесении вреда окружающему миру.

II. Участники группы обвинения, обращаясь к человечеству и к суду, приводят аргументы обвинения.

– к чему приводит вырубка лесов;

– черезмереное использование химикатов;

– исчезновение видового состава растительности;

– загрязнение атмосферного воздуха;

– выпас скота в неразрешенном месте;

– нерациональное природопользование;

– уменьшаются лекарственные растения.(рис.1-рис.8)

Лекарственные растения.

Алоэ древовидный

Мелисса лекарственная

Одуванчик лекарственный

Ромашка аптечная

Тысячелистник обыкновенный

Череда трехраздельная

Бодяг пеолевой

Мать-и-мачеха

III. Выступление защиты.

– увеличение разнообразия растений;

– постройка заповедников, заказников, национальных парков;

– введение Красной книги регионов;(рис.9-рис.39)

Растения из Красной книги ЧР.

– Устраивает месячники по охране и посадке деревьев;

– Создает организации по охране природы.

IV. Обвинительная речь прокурора.

V. Заключительная речь защиты.

VI. Последнее слово человечества.

VII. Суд присяжных удаляется для принятия решения.

Во время этого процесса проводится беседа об охране растительности, дальнейших обдуманных действий человечества.

VIII. Присяжные выносят приговор.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

Человек возделывает лучшие сорта растений, увеличивает площади земель, пригодных для сельского хозяйства, использует удобрения, борется с сорными растениями, насекомыми-вредителями, грызунами и т.д.

Человек оказывает сильное влияние на дикорастущие растения: проводит лесопосадки, изменяет состав растений луга, леса, болота и т.п.

Человек губит деревья, рвет цветы, плохо обращается с пойменными лугами, по вине человека иногда бывают лесные пожары, заболачиваются территории и уничтожаются растении.

С одной стороны, человек увеличивает разнообразие растений, а с другой нарушает взаимосвязи в природе, разрушает растительные сообщества. Отсюда вытекает необходимость охраны растительного мира как важного компонента окружаюшей среды, защиты, восстановление и обогащение природы государством.

Рационально надо использовать растительные ресурсы.

Соблюдать законы и постановлений по охране природы.

Сохранить в неизменном состоянии и охране от уничтожения и разрушения особо ценных объектов, взятых под охрану государством, создании заповедников и заказников.

В России в настоящее время около 100 заповедников, общая площадь охраняемых природных объектов достигает 3% общей площади страны. (США – 7,1%, в Австралии – 4,6%)

Красная книга – это перечень видов животных и растений, грибов и даже лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли.

Первая Красная книга – международная появилась в 1966г. Её изданию предшествовала кропотливая работа ученых всего мира, впервые кропотливая работа ученых всего мира, впервые решивших подсчитать тот ущерб, который нанесли люди природе Земли.

Результат ошеломил всех, опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Красный переплет этой книги не случаен, он как бы предупреждает о возможной беде.

Вскоре вышли Красные книги отдельных стран, областей, республик.

В книге: черная страница содержит названия исчезнувших видов, красная – виды на грани исчезновения, желтая – восстанавливающихся, зеленая – малоизученных, белая – не изученных видов животных и растений.

Василек синий, колокольчик, Лилия, Подснежник, Тюльпан, Пион, Цикламен, Незабудка.

Есть и лекарственные растения, которые помогают вылечиться от многих болезней человеку. В нужное время им они так необходимы. Вот, например мать-и-мачеха – помогает от простудных заболеваний, также тысячелистник, кедр, подорожник, но некоторые из них занесены в Красную книгу.

Охраняемые территории: заповедники (территории, где исключается хозяйственная деятельность человека, разводят редкие виды растений и животных)

Есть и лекарственные растения, которые помогают вылечиться от многих болезней человеку. В нужное время им они так необходимы. Вот, например Мать-и мачеха – помогает от простудных заболеваний, также тысячелистник кедр, подорожник, но некоторые из них занесены в Красную книгу.

Охраняемые территории: заповедники (территории где исключаются хозяйственная деятельность человека, разводят редких видов растений и животных)

Памятники природы (отдельные природные объекты (водопады, пещеры, гейзеры), заказники (территории с частичным режимом охраны)

Национальные парки (участки, выделенные для сохранения природы в оздоровительных и эстетических целях.)

Значение леса: воздухоохранная, место обитания животных, почвозащитная, снегозащитная, полезащитная, водоохранная, закрепление песков.

Тополь, дуб – очень много углекислоты поглощает.

Статья 61 Конституция ЧР

Граждане ЧР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.

Выводы:

  1. Чтобы не загрязнять атмосферу, следует на трубах заводов ставить фильтры, препятствующих выбросу ядовитых веществ.
  2. Необходимо создавать больше охраняемых территорий, микрозаказники с целью охраны конкретных видов растений.
  3. Необходимо запретить сбор диких цветковых растений.

  4. Разрешать заготовку лекарственного сырья только по лицензиям в необходимом объеме, исключить из этого списка растения редкие и занесенные в Красную книгу.
  5. Регулировать выпас скота в природных условиях, создавать искусственные пастбища.

  6. Обучать подрастающее поколение к охране природы к рациональному природопользованию.

5. Закрепление.

Ответить на вопросы:

– Какова роль человека в увеличении разнообразия культурных растений, в повышении урожайности?

– Как сказывается хозяйственная деятельность человека на многообразие цветковых растений?

– Приведите примеры влияния хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

– Какие мероприятия по охране природы проводятся в нашей стране?

– Какова роль Красной книги России в сохранении растений.

– Какие растения охраняются в нашей местности?

– Почему возникла необходимость охраны растений, о которых мы говорим?

Приложение 1

Приложение 2

6. Домашнее задание. Написать рассказ “Мой вклад в охране природы”.

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/311198/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.