Невроз: симптомы и лечение у детей, особенности социализации

Содержание

Неврозы у детей школьного и дошкольного возраста: сиптомы и причины

Невроз: симптомы и лечение у детей, особенности социализации



Мы живем в странную эпоху. С каждым днем все больше разных развивающих игр и методик для детей, а у родителей все меньше времени, на то, чтобы с детьми играть. Увеличилось количество неполных семей, дети переживают на себе стресс родительского развода, а в дальнейшем – жизнь с неродным папой, и.т.д.

Существенно выросла и учебная нагрузка на детей. По развивающим кружкам чадо начинают водить чуть ли не с рождения, а к школе он уже должен уметь и читать, и решать примеры. Все это вкупе создает для ребенка чрезмерные психоэмоциональные нагрузки, которые не всякий организм способен пережить без ущерба для себя.

С каждым годом возрастает количество детей, у которых определяют различного рода невротические нарушения. По статистике, к окончанию младшего школьного звена, неврологически здоровых детей остается едва ли половина. Часто встречаются и неврозы у детей, и целый ряд других неврогенных расстройств.

Детский невроз представляет собой неглубокое (при благоприятных условиях – полностью устранимое) психическое заболевание у ребенка, симптомы которого уже нередко диагностируются и у подростка, и у ребенка младшего школьного, и даже дошкольного возраста. Каковы же причины неврозов у детей? Все ли дети ему подвержены?

Происхождение заболевания: почему именно мой ребенок?

Невроз у детей раннего возраста (до 2-3 лет) обычно связан с физиологическими причинами. Позже, когда формируется характер ребенка, в силу вступают и психологические причины.

Но для малышей возраста 0-3 года ведущим стрессовым фактором является состояние здоровья, в данном случае нервной системы ребенка.

Симптомы (признаки) невротического расстройства у детей этой возрастной категории, могут быть обусловлены такими причинами:

  • тяжелое течение беременности, заболевания матери во время беременности и прочие факторы, которые привели к внутриутробной гипоксии плода, и той или иной степени поражения нервной системы ребенка;
  • родовые травмы, неблагоприятное течение родов, следствием которого также явилось перинатальное поражении ЦНС ребенка;
  • частые болезни ребенка в раннем возрасте, тяжелое течение болезни (осложнения).

Невроз у детей дошкольного возраста (3-6 лет)  имеет под собой уже 2 комплекса причин: психологические и физиологические.

К психологическим причинам можно отнести стрессы, чрезмерные нагрузки, неблагоприятные отношения в семье, проблемы в детском садике. Физиологические причины более обширны, на них стоит остановиться подробнее.

Детские неврозы чаще всего проявляют себя на «благоприятной» для этого почве, то есть у ребенка, обладающего определенными особенностями нервной системы и психики:

  1. Повышенная чувствительность, эмоциональность. Такие дети очень сильно реагируют на разлуку с мамой, могут расплакаться от жалости, и.т.д.
  2. Неумение защитить свои интересы, беззащитность.
  3. Тревожность, склонность к беспокойствам и страхам.
  4. Впечатлительность (надолго запоминают обиду, неприятную ситуацию).
  5. Противоречивость, неустойчивость (как правило между рационализмом и эмоциональной составляющей).
  6. Интроверсия (вся масса эмоциональных ощущений и противоречий редко озвучивается, ребенок «переваривает» их внутри себя).
  7. Высокая потребность ребенка в самоутверждении.

Неврозы у школьников тоже образуются аналогичным образом:

  • физиологические причины (то есть тип нервной системы, на базе которой легко формируются неврозы у детей и подростков);
  • психологические причины.

Физиологические предпосылки уже описаны выше, именно на базе такого психотипа и формируются детские неврозы в любой возрастной категории. А вот психологические причины варьируются в зависимости от возраста. И неврозы у детей, и другие невротические нарушения чаще проявляется в период возрастного кризиса в жизни ребенка.

На период жизни 3 года – 6 лет (ребенок дошкольного возраста) приходится возрастной кризис 3 лет. Он связан с формированием «Я»-концепции ребенка, малыш начинает осознавать себя, свои желания, свое отличие от окружающих. Одно это порождает почву для стрессов и конфликтов.

К тому же, именно в этом возрасте происходит первый опыт социализации (ребенок начинает посещать детские дошкольные учреждения), идет активное формирование речи и мышления (большая психоэмоциональная нагрузка). Пик родительских разводов тоже чаще всего приходится именно на этот возраст (3 года – 6 лет).

Все эти факторы в совокупности создают почву, на которой формируется невроз у детей, проявляются его первые признаки и симптомы.

На период младшего школьного возраста (7-12 лет) приходится еще один возрастной кризис, который ребенок проходит на седьмом году жизни. Ребенок вступает в эпоху школьного обучения, самым значимым взрослым становится первый учитель.

И утверждение своей социальной значимости теперь происходит в условиях учебы, и зависит от школьных достижений. Значительно возрастает информационная нагрузка.

У неврологически слабого ребенка, на этой почве может возникать детский невроз.

Невроз у детей в подростковом возрасте (12-16 лет) подкрепляется подростковым возрастным кризисом. Гормональная буря, перепады настроения, частые депрессии – постоянные спутники этого возраста.

Таким образом, и неврозы у детей и у подростков базируются на слабости нервной системы, с одной стороны, и повышенной психоэмоциональной нагрузке, с другой.

Симптомы и виды

Неврозы у детей и подростков имеют признаки (симптомы) как физиологического, так и психологического характера. К физиологическим симптомам относятся:

  • нарушения сна (бессонница, прерывистый сон, могут быть ночные кошмары, особенно у детей 3 года – 6 лет);
  • нарушения аппетита (невроз у детей раннего возраста выражается чаще снижением аппетита или рвотными симптомами, у подростков может возникать невротическая булимия или анорексия);
  • головные боли, головокружения, спазмы сосудов мозга;
  • мышечная вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • нервный кашель, недержание мочи и кала (чаще всего так проявляется невроз у детей раннего возраста, изредка – младшего школьного возраста);
  • спазматические боли в области сердца или желудка;
  • нервные тики, судороги, нарушения двигательных функций.

И неврозы у детей, и подростковые неврозы имеют также психологические признаки (симптомы):

  • раздражительность, перепады настроения (максимально проявляются у подростков);
  • чувствительность, ранимость, уязвимость (чаще наблюдается у малышей 3 года-6 лет, дети школьного возраста начинают скрывать эти признаки, возникает интроверсия);
  • угнетенное, депрессивное состояние (максимально проявляется у подростков);
  • страхи, фобии;
  • истерики, падения на пол с рыданиями (ярче всего выражены в дошкольном периоде, у подростков тоже встречаются, но выглядят иначе).

В соответствии с определенным набором симптомов, и неврозы у детей, и подростковые неврозы делятся на несколько видов:

  1. Невроз истерический (истерики, падение на пол, крики, рыдания).
  2. Невроз астенический (слабость, утомляемость, расстройство сна, плаксивость). ВСД часто сопровождает и астенические неврозы у детей, и у взрослых.
  3. Невроз навязчивых состояний. К нему некоторые авторы относят и обсессивный невроз (для него характерны различные тики, судороги, мышечные спазмы), и фобический невроз (страхи темноты, одиночества, разлуки с близкими, смерти).
  4. Депрессивный невроз – желание уединиться, депрессии, подавленное настроение. Больше всего проявляется в подростковом возрасте.
  5. Ипохондрический невроз – страх заболеть, тоже чаще встречается у подростков.

И неврозы у детей, и подростковые неврозы необходимо лечить комплексно, учитывая и психологическую, и физиологическую симптоматику.

Методы реабилитации и профилактика

Лечение невроза у детей осуществляется с помощью таких специалистов:

  • невролог (поможет лечить непосредственно неврологические нарушения, при необходимости выписывает успокоительные лекарства, проводит диагностику);
  • детский  и семейный психолог (помогает восстановить психологически благоприятный микроклимат в семье, выбрать оптимальную модель воспитания);
  • психотерапевт (поможет лечить навязчивые состояния, может проводить сеансы гипноза, работа с этим специалистом максимально важна для подростков и взрослых);
  • другие специалисты узкого профиля (может потребоваться консультация психиатра и эндокринолога, а лечить невротические состояния также помогает рефлексотерапевт, иглотерапевт, массажист).

Комплексное и своевременное лечение невроза у детей помогает полностью устранить симптомы заболевания. Но помните, что особая уязвимость нервной системы вашего ребенка – это качества, заданные ему природой на всю жизнь.

Именно поэтому такое значение имеет профилактика неврозов у детей. И основная роль тут отводится именно родителям.

Чтобы обеспечить психическое здоровье вашего малыша, соблюдайте следующие несложные правила:

  1. Создайте ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.
  2. Внимательно следите за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия – консультируйтесь с неврологом (поддерживающий курс лечения) и с педагогами (снижайте нагрузку).
  3. Обязательно обеспечьте ребенку посильную физическую нагрузку, она снижает психическое напряжение.
  4. При психологических проблемах в семье, не затягивайте визит к семейному психологу.
  5. По возможности, обеспечьте ребенку посещение детского психолога и методы борьбы со стрессом (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия).
  6. Используйте при необходимости доступные дома средства релаксации (хвойная ванна, аромалампа с успокаивающими маслами, дыхательная гимнастика и методы мышечной релаксации, прием успокоительных трав и сборов). Детей постарше можно обучить медитации. Йога хороша для всех возрастов, сейчас существует даже беби-йога для малышей.

И неврозы у детей, и подростковые неврозы проще предупредить, чем лечить. Но, хотя лечение невроза у детей и непростая задача, полное выздоровление возможно при условии, что вы обратитесь к специалистам как можно раньше.

 Троян Наталья Эксперт Автор статьи Практикующий психолог Загрузка…

Источник: https://indepress.ru/nevrozyi/detskie.html

Неврозы у подростков

Невроз: симптомы и лечение у детей, особенности социализации

Невроз у подростков – это неглубокое, полностью обратимое психогенное заболевание, основой которого являются нарушения высшей нервной деятельности, проявляющиеся аффективными расстройствами (переменами настроения, страхами, тревогой, депрессиями и др.).

Распространенность неврозов среди подростков сложно определить, так как далеко не все родители обращаются за помощью к специалистам. Из числа подростков, находящихся под наблюдением в психоневрологических диспансерах, 15% страдают неврозами. Число детей с невротическими расстройствами ежегодно растет.

Причины и особенности подростковых неврозов

Конфликтная ситуация в семье, частые ссоры могут вызвать невротические расстройства у подростка.

Формирование неврозов у подростков происходит при наличии определенных психологических и физиологических факторов (тип нервной системы). У многих детей неврозы возникают еще в раннем детстве в виде нарушения поведения (капризы, агрессия, гиперактивность, упрямство, страхи и др.).

Для возникновения неврозов в современную эпоху есть все условия. Увеличилось число неполных семей, и подростки переживают стресс от развода родителей, жизни с отчимом или мачехой. Значительно выросла загруженность учебой, что также усугубляет психоэмоциональные нагрузки, чрезмерность которых способен перенести организм не каждого подростка.

Невроз подросткового возраста (в 12-16 лет) провоцируется и поддерживается гормональной бурей в организме: депрессии и перемены настроения являются постоянными спутниками этого возраста.

Неврозы подростков разделяют на общие и системные.

К общим относят:

  • невроз навязчивых состояний;
  • астенический;
  • невроз страха;
  • депрессивный;
  • истерический и др. неврозы.

А основными системными, или моносимптомными, неврозами считают невротическое заикание, привычные действия, невротические тики и др.

К факторам, провоцирующим развитие психоневрологических расстройств у детей, относятся:

  • генетические: личностные особенности подростка и черты характера (истеричность, эмоциональная лабильность);
  • церебрально-органические: минимальные мозговые дисфункции, вызванные патологией беременности и родов;
  • психосоциальные: напряженные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание, стрессы, неполная семья, алкоголизм родителей и т.д.
  • неправильная система обучения: из амбициозных соображений родители нередко загружают детей непосильными дополнительными занятиями.

Взаимоотношения родителей с подростком имеют огромное значение. Надо быть внимательным к ребенку, любить его, но не «привязывать» к себе: у него должен быть свой круг общения, друзья. Всегда должно находиться время, чтобы выслушать ребенка и при необходимости поддержать его.

Постоянная критика и сравнение с другими детьми (не в пользу ребенка) вызовет негативизм и протест со стороны подростка. Такая тактика воспитания обречена на провал. У каждого ребенка свой темперамент и особенности личности, задача родителей – помочь адаптироваться к жизненным требованиям.

Подростковый кризис

Психологический кризис в подростковом возрасте наиболее острый. Его не зря называют «негативной фазой полового созревания». Ему свойственно  снижение успеваемости, дисгармония внутреннего мира личности, смена интересов, критицизм. Подросток активно занимается самоанализом, познанием собственных переживаний. Многие начинают вести дневник.

Симптомом подросткового кризиса является также негативизм: появляется враждебность, склонность к нарушению дисциплины и ссорам, стремление к одиночеству. Гармония между правами и обязанностями формируется очень болезненно. Особенно ярко проявляется негативизм у юношей.

Они стремятся к вседозволенности, называя ее свободой. Но директивный стиль в отношениях с подростком неприемлем. Нужно терпеливо общаться, договариваться о правилах поведения. Подростка нужно понимать, уважать как личность, а не унижать и «читать мораль».

Более значимыми для подростков являются отношения со сверстниками, чем со взрослыми.  Подросток обособляется от своей семьи. Нередко подростки образуют группы, компании с общими интересами, ценности которых отличаются от таковых у взрослых, оппозиционируют им. Этим они создают у себя чувство независимости.

Разные ценности приводят к неизбежным разногласиям со взрослыми: по поводу прически, стиля одежды, школьных успехов, свободного времяпрепровождения. И все же от родителей наследуются главные ценности и аспекты социальной жизни, отношение к ним. А со сверстниками решаются сиюминутные вопросы.

Свою «взрослость» подростки пытаются проявить в романтических отношениях с представителями противоположного пола: симпатии, свидания. В фантазиях они пытаются создать любовный идеал, пишут стихи. Проявлять интерес к симпатиям ребенка нужно без унижений и чрезмерной критики.

Авторитарный контроль, запреты и манипулирование ребенком приведут к парадоксальному эффекту: либо к заниженной самооценке, либо к социально неприемлемой форме поведения. Но и невмешательство родителей, и ослабление контроля чревато опасностями, когда подросток предоставлен сам себе, принимая  решения и выбирая компании.

Подростковый возраст характеризуется эмоциональными взрывами, бурными переживаниями; почти каждому из них приходят мысли о самоубийстве. Преобладающими являются социальные фобии. Большое значение придается оценке своей внешности, недостаткам ее. Тревожность приводит иногда к самоизоляции, боязни замкнутых и открытых пространств.

Страх перед насмешками, повышенная чувствительность, резкие перемены настроения – эмоциональные расстройства, более характерные для девушек.

Виды подростковых неврозов и их симптомы

Характер проявлений неврозов у подростков может быть физиологическим и психологическим.

Физиологические симптомы:

  • головные боли и головокружения (на почве спазмов мозговых сосудов);
  • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения, прерывистый сон);
  • изменения аппетита (вплоть до невротической анорексии или, напротив, булимии);
  • мышечная слабость, повышенная утомляемость;
  • судороги и нервные тики;
  • невротический кашель;
  • боли в сердце и в области желудка.

Психологические симптомы неврозов:

  • частая смена настроения, раздражительность;
  • легкая ранимость, повышенная уязвимость, выраженная чувствительность;
  • истерические реакции;
  • склонность к депрессии;
  • различные фобии (страхи).

В зависимости от клинических проявлений, комбинации симптомов, у подростков выделяют  такие виды неврозов:

  1. Истерический невроз, проявлением которого являются частые истерики с рыданиями. Могут наблюдаться истерические параличи конечностей, потеря голоса, рвота, обморок, псевдоалгические проявления (жалобы на боли при отсутствии органического поражения) и другие.
  2. Астенический невроз, симптомами которого являются общая слабость, быстрая утомляемость, нарушения сна, проявления ВСД у подростка.
  3. Депрессивный невроз со стремлением к уединению, подавленным настроением. Часто его развитие связано со стрессовой ситуацией: разводом родителей, смертью близкого человека, сиротством и ролью «Золушки». Возникать такой невроз может и при наличии у подростка физического недостатка. Бедная мимика, грустное выражение лица, тихая речь, плаксивость, плохой аппетит и сон, низкая самооценка, низкая школьная успеваемость – портрет подростка с депрессивным неврозом.
  4. Невроз навязчивых состояний, проявляющийся тиками, спазмом мышц, судорогами. У некоторых подростков невроз может проявляться навязчивым желанием произносить неприличные слова. Невротическое навязчивое желание может представлять опасность (например, у ребенка может возникнуть желание совершить прыжок с балкона).
  5. Фобический невроз, для которого характерны различные страхи (одиночества, смерти, темноты и другие). Страх может возникать в виде приступа, особенно перед сном, сопровождаться чувством тревоги, навязчивыми мыслями и представлениями. Это может быть также страх устного ответа на уроке или страх выступления перед аудиторией.
  6. Ипохондрический невроз проявляется чрезмерными опасениями и необоснованными страхами заражения или возникновения всевозможных болезней.

Лечение или реабилитация подростковых неврозов

Лечением неврозов у подростков занимаются:

  • детский невролог: проводит обследование подростка для уточнения диагноза, при необходимости назначает успокаивающие или другие лекарственные средства;
  • детский психолог: помогает подростку справиться с комплексами, а родителям найти правильную тактику и подход к подростку, создать необходимый психологический доброжелательный семейный климат;
  • психотерапевт: при неврозе навязчивых состояний проводит сеансы гипнозотерапии.

К лечению могут привлекаться также психиатры, рефлексотерапевты, эндокринологи. Правильно и индивидуально подобранное,  вовремя проведенное комплексное лечение дает возможность полностью избавить подростка от невроза.

Профилактика

роль в обеспечении психологического здоровья и предупреждении развития невроза у подростков принадлежит родителям.

Важно соблюдать такие правила:

  1. Четкое соблюдение режима дня поможет нормализовать функции неустойчивой нервной системы.
  2. Необходимо следить за нагрузками ребенка и при появлении симптомов перегрузки снижать их.
  3. Посильные физические нагрузки помогут снизить психологическое напряжение.
  4. В случае психологических проблем в семье следует прибегнуть к помощи психолога.
  5. При стрессовых ситуациях необходимо обеспечить ребенку консультацию детского психолога.
  6. При возникновении у подростка психологического напряжения необходимо использовать доступные в домашних условиях средства релаксации (аромалампу с успокаивающими эфирными маслами по совету невролога, хвойные ванны, дыхательную гимнастику, прием отваров успокоительных трав и др.).

Резюме для родителей

Подростковые неврозы легче предупредить, чем избавиться от них. Лечение невроза до полного выздоровления возможно при своевременном обращении за помощью к  специалистам и терпеливом выполнении всех рекомендаций.

Профилактика подростковых неврозов во многом зависит от правильного воспитания, внутрисемейных отношений. Важно научить детей преодолевать жизненные трудности, заниматься психическим закаливанием ребенка с тревожно-мнительным характером, интересоваться его проблемами и интересами.

Государственная ТРК «Крым», программа «Азбука здоровья», выпуск на тему «Неврозы у подростков»:

Источник: https://doctor-neurologist.ru/nevrozy-u-podrostkov

Об особенностях формирования личности у детей с признаками невроза

Невроз: симптомы и лечение у детей, особенности социализации

Как мы уже знаем, в наше время всё больше учащаются случаи, когда дети начинают страдать неврозами ещё в дошкольном возрасте. На самом деле для этого существует достаточное количество причин, но мы не будем об этом говорить. Мы поговорим об особенностях формирования личности у детей с признаками невроза.

Причины осложнения воспитания характера

Дети, которые по определённым причинам приобрели психическую и эмоциональную неустойчивость, а также некоторое расстройство нервного состояния, обладают следующими особенностями:

1. Повышенная эмоциональность. Обычно такие дети становятся эмоционально уязвимыми. То есть обычные раздражители, которые не способны нанести вред психическому состоянию здорового ребёнка, легко выводят из себя ребёнка, страдающего неврозом. Таким образом, все его чувства проявляются гораздо сильнее, чем у обычных детей.

2. Импрессивность. Если обычные дети склонны к раскрытию всех переживаний наружу, то дети, страдающие от невроза, могут быть подвержены к скрытию своих переживаний. Практика показывает, что такие дети, испытывая явную радость, не выказывают её обычным образом, но словно светятся изнутри. Поэтому у таких детей внутри может быть целая буря эмоций, но об этом, скорее всего, никто не узнает.

3. Внутренняя неустойчивость. Все дети, которые не страдают от нервоза, склонны быть устойчивыми в своём понимании той или иной ситуации. Такие дети обычно чётко понимают и осознают то, чего они хотят. Но ребёнок с явными признаками нервоза будет вести себя совершенно по-другому.

Он постоянно будет сталкиваться с внутренней противоречивостью. Это объясняется тем, что такие дети начинают сталкиваться с развитием своей личности, но при этом испытывая ослабленность психического состояния, они будут склонны к попыткам угодить окружающему обществу.

Из-за этого у них будет проявляться яркая неустойчивость во мнении или принятом решении.

4. Обеспокоенность. Дети с ярко выраженным неврозом относятся к числу очень впечатлительных людей.

Таким образом, происходит волнительная ситуация, которая практически не заденет других детей, но сильно зацепит ребёнка, страдающего неврозом.

Ещё долгое время он будет находиться под ярким впечатлением тогда, как другие дети уже забудут то, что произошло. По этой причине такой ребёнок будет склонен к внутреннему угрызению совести или ярко выраженному чувству собственной вины.

5. Беззащитность. Ребёнок, который имеет психическое и эмоциональное расстройство обычно не может сдать сдачи, ответить своему обидчику. По определённым причинам он быстро замыкается в себе, начинает плакать или убегать.

Если у него даже и появится попытка самозащиты, то, скорее всего, она будет не успешной. Обычно в это время они не способны подобрать правильно слова, теряются и, вообще, не понимают, как нужно реагировать на происходящее.

6. Выраженное чувство собственного достоинства. Дети с ярко выраженной проблемой нервоза склонны к проявлению гордости и эгоизма. Их довольно непросто убедить в том, что они совершают какую-либо ошибку, даже если это очевидно на первый взгляд. При этом они склонны постоянно находить отличия между собой и окружающими, тем самым утверждая собственное «я».

Итак, мы определили основные характеристики и отличия детей, страдающих неврозом, от обычных детей. Из этого можно сделать вывод, что традиционные методы воспитания не будут иметь успеха, если они применяются к ребёнку с общими психическими расстройствами.

Правильный метод воспитания характера

Такие детки встречаются с особенными трудностями, когда попадают в суровое и чёрствое окружение. Они быстро теряются в таком окружении, ожесточаются. При этом их состояние может начать резко ухудшаться.

Всё дело в том, что их ослабленность психического состояния не позволяет им быть гибкими в таком обществе. Такой гибкостью обладают обычно здоровые дети. Используя такую гибкость, они способны сохранить чувство собственного достоинства, что явно не получится у деток, страдающих от нервоза.

По этой причине они не приживаются в таком обществе и любая помощь, направленная, на их исцеление будет тщетной.

Родителям, прежде всего, необходимо постараться оказать максимально возможную психологическую поддержку для своего ребёнка. Если им удастся создать дома атмосферу любви и принятия, то ребёнку будет намного легче переносить подобные жизненные трудности.

Это же откроет возможность для воспитания характера у такого ребёнка. Таким образом, мы, как родители, должны применять обычные меры воспитания, но в более лёгкой форме.

При этом преждевременно позаботившись о наличии настоящей атмосферы любви в ваших отношениях.

На этом я буду заканчивать нашу тему и лишь напомню, что мы говорили об особенностях формирования личности у детей с признаками невроза. Достигайте любви и будьте счастливы!

Источник: http://detkambest.ru/osobennostyax-formirovaniya-lichnosti-detej-priznakami-nevroza/

Симптомы и лечение неврозоподобного синдрома у детей

Невроз: симптомы и лечение у детей, особенности социализации

Для полного понимания такой проблемы, как неврозоподобный синдром у детей, что это такое, и к каким последствиям он приводит, следует рассмотреть причины возникновения такого состояния. Решение данного вопроса позволит предотвратить появление неврозов у подростков.

Виды детских неврозов

Под неврозом понимается функциональное и обратимое расстройство нервной системы. Первичные признаки психических нарушений возникают обычно в возрасте старше трех лет. В некоторых случаях подобные расстройства могут развиваться еще раньше.

В медицинской практике принято выделять следующие виды неврозов у детей и подростков:

  • истерия;
  • неврастения;
  • навязчивое состояние;
  • энурез;
  • пищевой невроз.

Появление истерических реакций у детей вызывает частую смену настроения и эгоцентризм.

При такой форме нарушений у пациентов как истерический невроз отмечаются судорожные задержки дыхания. Однако клинические явления в данном случае обусловлены поведением ребенка. Дети искусственно вызывают истерию, стремясь привлечь к себе внимание взрослых. Головная боль при неврозе этого типа либо спазмы желудка возникают при условии, что расстройство обусловлено соматической патологией.

При неврастении возникает депрессия. У детей дошкольного возраста неврологические расстройства этого типа вызывают стремление спать дольше необходимого. Они в состоянии депрессии не выказывают интереса в отношении игрушек или подарков.

У подростков на неврастению указывают частые жалобы на боли, локализующиеся в районе сердца или желудка. Ребенок в этом состоянии полагает, что страдает от смертельной патологии.

Неврозы навязчивого состояния вызывают появление беспричинного страха. Причем в качестве объекта, провоцирующего тревожное состояние, могут выступать как реальные вещи или животные, так и абстрактные понятия. Например, подростки опасаются наступления скорого конца света.

Навязчивые состояния характеризуются тем, что дети постоянно выполняют повторяющиеся действия: почесывают нос, теребят ухо, потирают руки и так далее.

При таком типе расстройства требуется психологическая коррекция. Дети не способны силой воли избавиться от навязчивости.

Но даже если им удается, например, прекратить почесывать нос, в стрессовом состоянии это действие будет заменено другим повторяющимся движением.

Энурез как проявление неврозоподобного синдрома часто выступает в качестве единственного признака, указывающего на психические нарушения. В отсутствии лечения данное состояние делает пациентов замкнутыми, излишне ранимыми.

При пищевом неврозе у детей наблюдается отсутствие аппетита, а после еды возникает рвота. Этот тип расстройства возникает у людей любого возраста вплоть до новорожденных. Без лечения пищевые нарушения провоцирует развитие авитаминоза и анорексии. Часто к расстройству приводят насильственные действия со стороны родителей, которые силой заставляют малыша есть то, что ему не нравится.

Причины неврозов у детей

Причины неврозов у детей носят разнообразный характер. Появление расстройств в первые годы жизни обычно обусловлено биологическими факторами:

  • наследственность;
  • нарушение внутриутробного развития, что происходит из-за патологий во время беременности матери;
  • перенесенные патологии в раннем возрасте.

Позднее неврозы у детей возникают по следующим причинам:

  • физическое и умственное переутомление;
  • недостаток сна;
  • особенности психики пациента (мнительность, повышенная чувствительность).

Также расстройства нервной системы возникают из-за органической патологии головного мозга. Однако основная причина возникновения неврозов в детском возрасте кроется в поведении родителей и социального окружения. В данном случае речь идет о психологической травме.

Неврозы у детей возникают из-за неспособности адаптироваться к изменяющимся условиям. Внешние факторы оказывают угнетающее воздействие на психику, поэтому и возникают нарушения в работе нервной системы.

Особую роль в этом играют родители.Ошибки в воспитании, семейные конфликты могут спровоцировать невротическое состояние. Подобные явления часто возникают у детей с повышенной самооценкой.

Из-за эгоцентризма дети постоянно испытывают потребность во внимании со стороны близких людей.

В случаях, когда они не получают удовлетворения, у них возникает страх перед одиночеством и другие навязчивые состояния.

Отдельного внимания заслуживает так называемый школьный невроз. Постоянные учебные нагрузки, неправильное поведение со стороны учителей и сверстников вызывают у детей неприятие подобного образа жизни, что приводит к нервным расстройствам.

В действительности самостоятельно выявить причины неврозоподобного состояния достаточно сложно. Поэтому при появлении симптомов нервных расстройств необходима помощь психолога.

Общие признаки и симптомы неврозов

Невроз у детей вызывает различные симптомы. Характер клинической картины определяется множественными факторами. В частности, признаки психического расстройства зависят от возраста пациента.

У детей до 6-7 лет патологическое состояние характеризуется боязнью темноты, одиночества, неизвестности.

Пациент, испытывающий страх, становится беспомощным и теряет способность совершать простые действия.

У подростков на неврастению могут указывать следующие клинические явления:

  • пищевые расстройства (потеря аппетита, рвота, тошнота);
  • активное потоотделение;
  • чувство апатии;
  • повышенная нервозность, возбудимость;
  • головные боли;
  • разнообразные тики (частое моргание, заикание и так далее).

Приступы невроза характеризуются повышением температуры тела. Психические расстройства также изменяют поведение пациента. У детей отмечаются:

  • ранимость, мнительность;
  • зацикленность на конфликте;
  • нарушение когнитивных функций;
  • непереносимость яркого света, громких звуков;
  • проблемы со сном;
  • приступы тахикардии.

Во время сильного стресса возможно непроизвольное выделение кала и мочи.

Как лечить невроз у детей?

Диагностика и лечение невроза осложнена тем, что при таких нарушениях симптомы во многом напоминают проявления различных заболеваний.

Поэтому при подозрении на психические расстройства требуется комплексное обследование пациента, в ходе которого уточняются все обстоятельства, которые могут привести к развитию рассматриваемой проблематики.

Какие врачи лечат детский невроз?

При подозрении на детский невроз лечение определяет врач-невропатолог. При этом пациента отправляют на обследование к кардиологу, психологу, эндокринологу и другим специалистам. Такой подход позволяет исключить течение заболеваний, вызывающих описанные выше симптомы.

Медикаментозное лечение

Лечение неврозов у детей медикаментами дополняет психотерапевтическую коррекцию. Лекарственные препараты восстанавливают работу нервной системы и устраняют депрессивное состояние. В зависимости от характера клинической картины медикаментозное лечение включает в себя прием:

  • витаминов группы С и В;
  • мочегонных сборов и отваров;
  • ноотропов («Ноотропил», «Пирацетам»);
  • лекарств для лечения астении (подбираются с учетом сложности случая);
  • транквилизаторов;
  • седативных средств;
  • антидепрессантов.

При сильной возбудимости пациента лечение дополняется «Сонопаксом». Принимать антидепрессанты и транквилизаторы необходимо под непосредственным контролем со стороны врача. В ином случае снизится эффективность психотерапии при неврозоподобном синдроме.

Психотерапия

Основу лечения детских неврозов составляют психотерапевтические методики. Для восстановления психического состояния пациента применяются:

  • гипноз;
  • арт-терапия;
  • рациональная терапия;
  • игровая терапия;
  • суггестивная психотерапия.

Каждый метод лечения подбирается, исходя из характера развития невроза, индивидуальных особенностей психики и причинного фактора.

Психотерапевтическое вмешательство направлено на коррекцию поведения пациента.  В особых случаях (особенно, когда лечатся неврозы у подростков) занятия с больным проводятся в группах.

Семейная терапия

Чтобы повысить эффективность лечения неврозов у детей дошкольного возраста, нередко проводятся сеансы семейной терапии. Такой подход позволяет выявить истинную причину развития психического расстройства.

На начальном этапе врач в рамках данного метода лечения устанавливает особенности поведения и взаимодействия внутри семьи. В дальнейшем проводятся консультативные беседы с родителями. Затем назначаются сеансы совместной психотерапии, в которых участвуют взрослые и дети. На этом этапе врач прорабатывает с пациентов и его родителями сценарии, которые могут вызвать негативную реакцию.

Лечение неврозов у подростка также часто проводится в рамках семейной терапии, так как часто именно из-за негативного отношения со стороны взрослых возникают нервные расстройства.

Как снизить риск развития неврозоподобного синдрома?

Профилактика неврозов у детей предусматривает комплексный подход к решению данной проблемы. Важную роль в предотвращении развития нервных расстройств играет психологический климат в семье. Родители не должны конфликтовать между собой на глазах у ребенка. Также им следует скорректировать тактику поведения с детьми, отказавшись от чрезмерного давления.

Рекомендации по профилактике школьных неврозов сводятся к обеспечению умеренных физических и умственных нагрузок.

Кроме того, необходимо постоянно общаться с ребенком, чтобы сразу выявить наличие у того проблем со сверстниками или учителями.

К профилактике неврозов нужно прибегать сразу после появления малыша на свет. Родители должны внимательно следить за поведением детей, отмечая излишнюю требовательность или капризность.

Источник: https://bereginerv.ru/nevrozy/nevrozopodobnyj-sindrom-u-detej.html

Детский невроз: специфика болезни и методы ее лечения

Невроз: симптомы и лечение у детей, особенности социализации

В действующей Международной классификации болезней невроз не выделяется как отдельное заболевание и входит в категорию патологий, определенных общей формулировкой «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства». Тем не менее, упраздненный термин по-прежнему продолжает достаточно широко применяться во врачебной (в частности — педиатрической) практике.

Под понятием «невроз» подразумевают обратимые функциональные расстройства психики, спровоцированные воздействием на нее травмирующих факторов. При неврозе клетки головного мозга не претерпевают каких-либо деструктивных изменений, однако имеет место выраженное нарушение их нормальной деятельности.

Возникновение у ребенка симптомов невротического расстройства должно послужить для родителей серьезным основанием для обращения за медицинской помощью. В противном случае патология может прогрессировать, существенно ухудшая качество жизни ребенка и негативно отражаясь на его общем самочувствии.

Почему возникают неврозы у детей?

Причины развития неврозов у детей чаще всего кроются в следующих факторах:

  • неблагоприятные социально-бытовые условия, проживание ребенка в «неблагополучной» семье;
  • неправильные методы родительского воспитания — завышенные требования, авторитаризм, гиперопека, практика физических наказаний;
  • изменения привычного образа жизни — начало посещения ребенком детсада или школы, переезд семьи на новое место жительства;
  • конфликты с родителями или со сверстниками;
  • развод родителей, вступление матери или отца в новый брак, появление в семье другого ребенка;
  • ситуация хронического стресса, нервное перенапряжение, сильный испуг;
  • генетическая предрасположенность к невротическим расстройствам.

В ряде случаев неврозы у детей развиваются как следствие сильной интоксикации или заболеваний, сопровождающихся общим ослаблением организма.

Основные группы риска

Вероятность развития невроза у детей может быть обусловлена возрастным и личностным факторами. Так, современной медициной установлено, что заболеванию наиболее всего подвержены:

  • малыши в возрасте 2-7 лет;
  • дети, проявляющие склонность к тревожным состояниям, беспокойствам, страхам;
  • малыши с повышенной эмоциональной восприимчивостью, обостренно реагирующие на различные жизненные ситуации;
  • дети, обладающие лидерскими качествами и имеющие ярко выраженную «я-позицию»;
  • дети-интроверты, сосредоточенные на собственном внутреннем мире и не склонные делиться переживаниями с окружающими.

Детский невроз: симптомы и признаки

Исходя из характерных симптомов проявления, заболевание принято классифицировать на несколько видов: тревожный, депрессивный, астенический и истерический неврозы; невроз навязчивых состояний; невротические тики, заикание, энурез и т. д. В целом, патологическая симптоматика при детских неврозах может быть представлена следующими состояниями:

  • повышенная утомляемость;
  • плаксивость, раздражительность;
  • снижение коммуникабельности, склонность к одиночеству;
  • пугливость, мнительность, появление фобий;
  • изменения мимики, различные проявления нервного тика;
  • расстройства сна, нарушения аппетита;
  • хронические головные боли, головокружения;
  • онихофагия (навязчивое обкусывание ногтей);
  • заикание; энурез или энкопрез (недержание мочи или кала);
  • истерические припадки;
  • приступы внезапного страха (панические атаки).

При возникновении у ребенка симптомов невротического расстройства родителям следует незамедлительно обратиться за помощью к специалистам.

Диагностировать и вылечить детское заболевание поможет посещение невролога, психолога и/или психотерапевта.

В ряде случаев диагностико-терапевтические мероприятия предполагают дополнительное привлечение других специалистов — эндокринолога, психиатра, рефлексотерапевта, массажиста и т. д.

Будучи своевременно выявленными, неврозы у детей, в большинстве случаев, достаточно успешно поддаются лечению. Терапия заболевания обычно не требует пребывания ребенка в стационаре и осуществляется амбулаторно и в домашних условиях.

Лечение невроза у детей: что предлагает современная медицина

В зависимости от возраста ребенка и специфики выявленной патологии, лечение невроза у детей может осуществляться в нескольких направлениях:

  • Сеансы групповой/индивидуальной психотерапии при участии родителей, направленные на исследование и коррекцию внутрисемейного психологического климата.
  • Игровая терапия, помогающая ребенку выработать правильное отношение к сложным ситуациям, научиться противостоять стрессовым факторам, побеждать негативные эмоции, справляться со страхами.
  • Арт-терапия (рисование, лепка, занятия аппликацией), позволяющая специалистам получить более полное представление о психологическом портрете ребенка и отслеживать динамику заболевания в процессе лечения.
  • Суггестивная психотерапия — внушение ребенку, находящемуся в состоянии бодрствования (реже — гипноза), определенных психологических установок, способствующих его выздоровлению.
  • Аутогенные тренировки, ориентированные на снятие психического напряжения и нейтрализацию симптомов невротического расстройства.
  • Анималотерапия («лечение животными»), способствующая развитию у ребенка навыков взаимодействия с окружающим миром, избавлению от стресса, улучшению работы детской нервной системы и психики в целом.
  • Медикаментозное лечение невроза у детей применяется в исключительных случаях и выступает лишь в качестве дополнения к психотерапии, которая играет приоритетную роль в борьбе с заболеванием.

Прогноз лечения детского невроза в немалой степени зависит от усилий самих родителей. Прежде всего, необходимо создать для ребенка условия, предельно исключающие из его жизни любые психотравмирующие факторы.

Отдельное внимание следует уделить правильной организации режима дня малыша и обеспечения ему правильного и сбалансированного питания.

Повысить эффективность терапевтических мероприятий также помогут дозированная физическая активность и регулярные прогулки на свежем воздухе.

Источник: https://illnessnews.ru/detskii-nevroz-specifika-bolezni-i-metody-ee-lecheniia/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.