Нарушения в психическом и интеллектуальном развитии ребенка

Систематика нарушений в интеллектуальном развитии ребенка

Нарушения в психическом и интеллектуальном развитии ребенка

Определение 1

Интеллект (лат. – познание, понимание) – является высшим уровнем развития человеческой сущности, которая выражается в мыслительных способностях человека, включающих в себя волевую и познавательную сферы.

Замечание 1

В обыденном понимании интеллект – это мышление человека, которое имеет несколько расширенную зону функционирования.

Основными предпосылками развития интеллекта человека являются его когнитивные функции – память, внимание, мышление, пространственное восприятия, а также ряд психофизиологических особенностей – инициативность, познавательный интерес и работоспособность. В том случае, если одна из перечисленных функций нарушена, то развитие интеллекта будет снижено или затруднено.

Интеллектуальные нарушения у детей

Определение 2

Интеллектуальные нарушения у детей – разнообразные по направленности, проявлениям и происхождению отклонения в умственном развитии.

Интеллектуальные нарушения (в общем) – это количественные и качественные отклонения в развитии умственных способностей человека.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Симптомами нарушений интеллектуального развития являются недостаточная способность решения трудных ситуаций и жизненных задач, недостаточные знания, умения и навыки, ограниченный словарный запас, низкий уровень абстрактно-логического мышления.

Диагностика нарушения интеллектуального развития осуществляется психологом, психиатром и неврологом. При необходимости дополнительно могут назначить инструментальное исследование головного мозга.

После установления диагноза разрабатывается индивидуальный план лечения, который включает в себя психокоррекцию, фармакотерапию и социальную реабилитацию.

В настоящее время наиболее распространенным нарушением интеллектуального развития является олигофрения.

Олигофрения – является клинически разнородной группой, включает в себя такие состояния, которые возникают после различных поражения ЦНС ребенка в период «до развития его речи» (до 1-2х лет).

Основные причины возникновения олигофрения являются внутриутробные и наследственные повреждения плода, природовые и родовые травмы, асфиксия плода, а также иные заболевания, оказывающие негативное влияние на нервную систему ребенка в возрасте до 2х лет.

Принято выделять три основные группы патогенных факторов, которые обуславливают возникновение олигофрении:

  • Неполноценность генеративных клеток родителей
  • Различные наследственные заболевания
  • Патологии беременности в период эмбриогенеза
  • Разнообразные вредные воздействия на плод во внутриутробный период
  • Родовые травмы
  • Постнатальные поражения нервной системы ребенка до 3-х лет, вызванные инфекционными заболеваниями, травмами, ожогами и т.д.

Причины интеллектуальных нарушений у детей

Нарушения в интеллектуальной сфере развития ребенка возникают на основании негативного влияния экзогенных и эндогенных факторов. Степень тяжести нарушения зависит от интенсивности воздействия негативного фактора, от того в каком возрасте было данное воздействие.

Принято выделять следующие причины интеллектуальных нарушений:

  1. Генетические изменения – вызывают отклонения интеллектуального развития на основании дисфункции отдельных генов (аутизм, синдром Ретта) и ряда хромосомных аномалий:

    • трисомии (синдром Дауна)
    • делеции хромосом
    • однородительские дисомии
  2. Перинатальные поражения ЦНС – возникают при гипоксии плода, вызванной различными заболеваниями матери (эндокринные, сердечно-сосудистые патологии, болезни печени, почек и т.д.

    ), а также несовместимостью матери и плода по резус-фактору.

    Кроме того, к перинатальным причинам относят перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности, радиационное облучение, эмоциональные стрессы, интоксикации и недоношенность плода.

  3. Натальное повреждение ЦНС – вызывается осложненными родами, в результате которых возникает асфиксия у новорожденного, травмы, разнообразные органические и функциональные поражения мозга.

  4. Постнатальное поражение нервной системы – интеллектуальные нарушения разной степени тяжести, которые развиваются на фоне таких заболеваний как эпилепсия, нейроинфекции (менингит, энцефалит), эндокринные и аутоиммунные заболевания, интоксикации, черепно-мозговые травмы, дистрофии и в ряде случаев после клинической смерти.

  5. Психические, неврологические расстройства – оказывают негативное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, на фоне разнообразных эмоциональных, поведенческих и волевых дефектов, а также патологий анализаторных систем.

  6. Социальные факторы – негативное влияние на интеллектуальное развитие ребенка оказывают дисгармоничные семейные отношения, асоциальный образ жизни родителей, педагогическая запущенность ребенка, длительное пребывание в стационаре и т.п.

Классификация

Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные. К первой группе относятся:

  1. Задержка психического развития – характеризуется замедленным созреванием морфофункциональных систем мозга, вследствие влияния разнообразных негативных факторов. Проявляются данные нарушения в виде незрелости психомоторных и когнитивных функций.

  2. Умственная отсталость – выражается в виде умственного недоразвития, вызванного стойким, либо рано приобретенным нарушением интеллекта. В настоящее время различают:

    • легкая (дебильность)
    • умеренная (имбецильность)
    • тяжелая (идиотия)
  3. Деменция – это приобретенное стойкой или прогрессирующее слабоумие, которое развивается вследствие утраты сформированных интеллектуальных функций.

Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций. О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/sistematika_narusheniy_v_intellektualnom_razvitii_rebenka/

Дети с нарушением интеллекта

Нарушения в психическом и интеллектуальном развитии ребенка

Нарушения интеллекта в педагогике еще называют умственной отсталостью. Для родителей такой ребенок — это испытание на терпение, мудрость, с которым справится не каждый. Поэтому существуют специальные образовательные учреждения, в которых работают коррекционные педагоги и психологи. 

Характеристика и особенности детей с нарушением интеллекта

Прежде всего, нужно понимать, что подразумевает понятие «нарушение интеллекта». Это необратимые дегенеративные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые вызваны поражением головного мозга, его коры. При этом возможны и локальные поражения мозга с нарушением восприятия и памяти, мышления, речи ребенка, проявлением повышенной возбудимости либо, наоборот, инертности.

Признаком нарушения интеллекта у ребенка является его слабая любознательность, медленная обучаемость, плохая восприимчивость нового. Такие нарушения влияют на детей с первых дней жизни. У них задерживаются сроки развития в течение первого, второго года жизни; поздно проявляется интерес к окружающему миру; преобладает флегматичность (вялость и сонливость).

У таких детей со временем не возникает эмоционального общения с родителями.

Одним из первых признаков нарушений в развитии интеллекта ребенка является отсутствие у него в раннем возрасте комплекса оживления — эмоциональной реакции узнавания взрослого, ответа на его улыбку, речевых реакций гуления.

Обычно к трем месяцам у нормально развивающегося младенца всегда проявляется комплекс оживления. Если же имеются нарушения интеллекта, то и в дальнейшем такое дитя не будет проявлять интерес к игрушкам над кроваткой, у него будет отсутствовать распознавание своих и чужих людей.

На первом году у малыша с нарушениями интеллекта отсутствует хватание, что негативно сказывается на зрительно-двигательной координации и последующем развитии всех психических процессов. И только к 2-3 годам такой малыш может проявлять сдвиги в овладении предметами. Он, к примеру, может брать игрушку, но не рассматривает ее, не выполняет с ней практических действий.

В 3-4 года интеллектуальная недостаточность — это отсутствие навыков самообслуживания и любознательности, свойственных здоровому ребенку. Интерес к окружающему миру, предметам, сверстникам низкий и очень кратковременный. Игры сводятся к простому манипулированию, контакты со сверстниками слабые, низкая подвижность.

Далее, в дошкольном возрасте, при нарушении интеллекта не появляется желание играть, но может больше проявляться подвижность. Такие дошкольники несамостоятельны и безынициативны, они больше склонны к подражанию и копированию.

Интеллектуальные расстройства этой категории детей четко видны и проявляются в школьном возрасте, ведь у них нарушена первая степень психического развития — восприятие. Его темп замедлен, а объем очень узкий. Такие дети с большим трудом выделяют на картинке главное. Они не понимают связей между частями, персонажами, трудно запоминают, путают буквы, цифры, предметы, слова.

Нередко даже к 9 годам детишки не различают правую и левую стороны ввиду затруднений их сенсорного развития. Для них огромную трудность представляет ориентация во времени, днях недели, временах года.

Дети с глубоким нарушением интеллекта

В педагогике принято классифицировать нарушения интеллекта по степени его проявления. Глубина умственной отсталости разделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия. Самой глубокой степенью умственной отсталости является идиотия.

Поэтому детям-идиотам осмысление окружающего недоступно вообще, у них очень медленно развивается функция речи, а иногда и не развивается вовсе, им характерны нарушения координации движений и моторики, они не ориентируются в пространстве.

В большинстве случаев такие нарушения тяжелы настолько, что больные не могут вести никакого образа жизни, кроме лежачего.

У них слишком медленно и с большим трудом формируются навыки самообслуживания, гигиенические в том числе. Обычно идиоты недееспособны в правовом смысле.

Они не подлежат обучению и с согласия их родителей пребывают в спецучреждениях — детских домах для умственно отсталых. Там им оказывают медицинскую помощь и уход.

Однако государственная система социального обеспечения не исключает содержания детей-идиотов в семье.

Воспитание детей с нарушением интеллекта в семье

Развитие и обучение ребенка с нарушениями интеллектуального развития во многом зависят от отношения к его дефектам окружающих и, прежде всего, близких людей, родителей. Они с самого рождения хотят знать, какая перспектива и прогнозы развития такого малыша, в какой степени дитя будет зависимо от других и сможет ли приобрести самостоятельность.

Для этого мама и папа обращаются за помощью к специалистам — психологам, врачам, педагогам. Дать родителям конкретный и четкий ответ очень нелегко. Но практика показывает, что даже в тяжелых и малонадежных случаях при грамотном подходе, систематическом взаимодействии специалистов и родителей могут быть достигнуты существенные сдвиги.

Для этого родители должны:

  1. Проявлять веру в ребенка и внутреннее спокойствие. 
  2. Проявлять к своему малышу терпение, строить отношения с ним на основе доброжелательности и любви.  
  3. Регулярно хвалить дитя. 
  4. Ежедневно, целенаправленно и настойчиво развивать в нем самостоятельность, постепенно сводя свою помощь до минимума.

С родителями обязательно надо проводить целенаправленную работу, консультировать их и оказывать психологическую поддержку. Такие семьи не должны оставаться сам на сам со своими проблемами. Ведь инвалидность ребенка — это не только личное дело его семьи.

Важно, чтобы родители детей-инвалидов общались между собой, делились опытом, верили в свои силы, имели духовного наставника.

Дети с нарушением интеллекта: подготовка к школе и обучению

Низкий интеллект и особенности волевой сферы детей с проблемами интеллектуального развития не дают им возможности овладевать программой общеобразовательной школы. Для них усвоение учебного материала чрезвычайно сложно. Ведь физиологически это обусловлено недоразвитием функций ЦНС.

Даже усвоение элементарных знаний по математике требует развития абстрактного мышления. Ввиду нарушения этой функции у таких деток они с огромными трудностями овладевают элементарными математическими операциями.

 Общая интеллектуальная слабость и нарушения моторики, соматические нарушения ограничивают круг их деятельности.

Очень часто родители и при незначительных нарушениях интеллекта, и при явном проявлении дебилизма не соглашаются отдавать ребенка в специализированную школу. По мнению специалистов, они просто не хотят признавать, что их малыш особенный, не такой, как все. Но такой позицией они оказывают своему ребенку лишь «медвежью услугу».

Потому что им самим не по силам адаптировать свое особенное дитя к условиям жизни в нормальной школе и обществе. Родители сами просто не могут помочь ему стать успешным учеником.

Со временем нарушения интеллекта без надлежащей коррекции будут проявляться все глубже, и такому ребенку грозит негативное и насмешливое отношение окружающих.

Самооценка и социализация детей с нарушением интеллекта

Поскольку все мыслительные операции ребенка с нарушением интеллекта недостаточно сформированы либо вообще слабо проявляются, то его основная социальная черта — отсутствие самокритичности, неспособность оценить свои возможности и работу. Такие дети обычно не понимают своих неудач, они довольны собой.

Огромное значение для социализации в данном случае играет трудотерапия. Это ферма и огород, мастерская и работа руками. Трудотерапия, по мнению коррекционных педагогов, помогает развивать эмоционально-волевую сферу. А еще для развития эмоциональной сферы важен контакт с животными.

Забота о котах, собаках, домашней птице позволяет деткам с нарушениями интеллекта быть затребованными и ощущать свою необходимость. Обычно в уходе за животными они с удовольствием копируют действия взрослых.

Им проще выполнять цепочку механических действий в уходе за животным и таким образом формировать регулярный навык и привычку заботиться о нем.

Следует отметить, что в условиях деревни и работы на земле таким детям легче социализироваться.

Ведь трудовая деятельность под руководством взрослого формирует у ребенка, а потом и молодого человека, новые коммуникативные навыки, улучшает общую моторику, раскрывает резервы формирования личности.

Это способствует активному включению детишек с нарушениями интеллекта в социальную жизнь общества.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/deti-s-narusheniem-intellekta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.