Нарушение речи у школьников

Содержание

Нарушение речи у детей: причины, классификация и лечение

Нарушение речи у школьников

Воспитать умственно и физически здорового ребенка представляется весьма трудной задачей. Родители должны постоянно работать над своим малышом, используя всевозможные методы воспитания. В раннем периоде жизни у детей только начинается развитие речевого дыхания, постепенно развиваются артикуляционные мышцы лица, ые связки, головной мозг.

Каждая структура активно участвует в умственном и речевом становлении человека. Тяжелым ударом для родителей становится диагноз: нарушение речи у детей. Эту проблемы следует обнаружить как можно раньше, чтобы принять соответствующие меры.

Доктора рекомендуют комплексное лечение, дыхательную гимнастику, индивидуальные занятия и психологическое воздействие.

Как проходит нормальное речевое развитие ребенка

Период становления речи начинается уже с самого рождения. С развитием структур головного мозга ребенок воспринимает все больше информации. Вследствие чего кроха издает первые звуки, которые впоследствии перерождаются в слова и предложения. Этот процесс в норме завершается к трем годам жизни. Нормальное речевое развитие проходит такие периоды:

  • 0-3 месяца. Малыши издают лишь кричащие звуки. Крик является защитной реакцией на раздражители, например, голод, боль.
  • 3-6 месяцев. В это время появляется гуление. Дети издают легкие звуки: «а-а-а-а», «у-у-у-у», «е-е-е-е»…
  • 6-9 месяцев. У шестимесячного ребенка можно отчетливо различить простые слоги: «на-на», «бо-бо». Еще в этом периоде дитя уже осознает сказанную ему информацию, просьбу, приказ. Если кроха увидит машину или велосипед, то произнесет «би-би». Если корову – «му-му».
  • 9-12 месяцев. Малыш уже говорит свое первое слово, обычно – это «мама». Также можно услышать «папа», «баба».
  • 1-3 года. На детей влияет окружающая среда, пребывание в коллективе, детском саду. Ребенок постепенно говорит короткими предложениями: «дай пить», «хочу пипи», «меня бо-бо», «мама дай».

Именно в этом периоде желательно заметить речевые нарушения у детей. Благодаря ранней диагностике шансы на избавление от проблем с речью повышаются.

Причины развития речевых расстройств у детей

Ребенок с асфиксией новорожденного (фото: www.2poloski.com)

Причины нарушения речи у детей не всегда можно однозначно определить. Это связано с ранимостью маленького организма, слабым развитием иммунной системы и влиянием множества внешних факторов. В раннем возрасте малыши испытывают трудности в общении, произношении некоторых букв и слов. Среди причин речевых нарушений выделают следующие:

  • Перенесенные инфекционные заболевания матери во время беременности. Например, грипп, скарлатина, ветряная оспа, корь.
  • Травмы во время родов.
  • Отягощенная наследственность – родственники страдали речевыми нарушениями.
  • Вредные привычки матери в период беременности.
  • Прием антибиотиков, антикоагулянтов (для разжижения крови), антидепрессантов.
  • Асфиксия новорожденного – кратковременное отсутствие дыхания у малыша.
  • Роды на раннем сроке беременности. В этом периоде у плода не успели развиться слуховые анализаторы, нервная система.
  • Травмы лицевого черепа, при которых повреждены нервы, сосуды и мышцы.
  • Инфекции нервной системы – менингит, энцефалит.
  • Ушибы головного мозга вследствие травм.

Немаловажную роль в формировании нарушений развития речи у детей играют и социальные факторы. Плохие бытовые условия, финансовый кризис в семье, постоянные ссоры родителей, отсутствие воспитания, занятость отца и мамы на работе в большой степени снижают шансы ребенка на развитие нормальной речи.

Виды нарушений речи у детей и их проявления

Для родителей становится сильным ударом новость, что их ребенок страдает общим недоразвитием речи (ОНР). Не стоит паниковать, так как своевременное выявление дефекта улучшает прогноз выздоровления. Чтобы приступить к лечению недуга, сначала нужно изучить особенности речевого нарушения. Для этого ученые создали классификацию нарушений речи:

  • Дисфония – проблемы с голосом, при которых нарушена сила, высота и тембр голоса.
  • Брадилалия – замедленное воспроизведение звуков и слов.
  • Тахилалия – ускоренная речь. Ребенок говорит быстро, «глотает» слова.
  • Заикание – связано с дизартрией и спазмом мышц лица, шеи. Дети повторяют по нескольку раз начальные слоги одного слова, отдельные буквы.
  • Дислалия – нарушено произношение звуков при развитом слуховом аппарате. Малыш неправильно выговаривает буквы «р», «щ», «с», «ж». При этом наблюдают нарушение фонематического восприятия речи, то есть, ребенок неправильно воспроизводит определенные звуки.
  • Ринолалия (гнусавость) – ребенок произносит все звуки, но с искаженным тембром. Причины зачастую связаны с дефектом носовой перегородки, следствием оперативных вмешательств в носовой полости.
  • Дизартрия – связана с органическим повреждением речевого аппарата (головного мозга, ых связок, гортани, опухолью). Речь ребенка становится искаженной и не внятной.

Представленные виды речевых нарушений у детей нередко поддаются коррекции. Чем раньше родители заметят проблему, тем быстрее произойдет излечивание.

Важно! Коррекция речевых нарушений у детей проводится только под руководством логопеда. Также не последнее место занимает самоорганизация родителей и нацеленность на результат

Тяжелые расстройства речи у детей

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) очень часто страдают дефектами лицевого черепа. Из-за этого страдает звукопроизношение.

Также одними из весомых причин недоразвитости являются врожденные аномалии, родовые травмы, ушибы мозга.Серьезной проблемой для детей после 3-х лет является фонематическое недоразвитие речи (ФНР).

Логопеды выделяют такие виды тяжелой дисфункции звукопроизношения:

  • Дисглоссии. В этом случае имеется тяжелый дефект лицевого черепа. У деток встречаются расщепление верхнего неба («волчья пасть»), верхней губы («заячья губа»), языка. Из-за этого резко изменяется характер выдаваемых звуков.
  • Афазия Брока – расстройство экспрессивной речи у старших детей и взрослых. При этом пациенты понимают, что им говорят, но сказать в ответ ничего внятного не могут.
  • Афазия Вернике – в этом случае дитя плохо воспринимает речь, предложения произносит бегло и непонятно.
  • Алалия – полное отсутствие речевой активности. Ребенок не может излагать свои мысли, не понимает сказанного.
  • Дизартрия – нередко встречается у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), когда происходит спазм мышц разных групп. При этом страдают также мышечные волокна гортани, нервное проведение импульсов с головного мозга. Дети испытывают трудность в произношении длинных слов, предложений, искажается мимика лица.

При тяжелом нарушении речи у детей разного возраста страдают и психика, слух, другие анализирующие способности. Пациенты с аутизмом, например, очень замкнуты и редко излагают свои мысли словами.

Детки с нарушением слуха, если такая патология появилась с рождения, вовсе становятся глухонемыми.

Это связано с тем, что они не слышат свою речь, вследствие чего абсолютно не развивается слуховой и звуковой анализатор.

Особенности детей с расстройствами речи

Развитие речевых способностей начинается с рождения человека, даже до его появления на свет. В случаях, когда с ребенком родители не общаются, восприятие речи серьезно отстает от сверстников. До начала третьего года жизни, дитя уже должно составлять предложения, просьбы, уметь общаться с одногодками. При расстройствах звукопроизношения часто встречаются такие особенности:

  • Плохая память.
  • Забывчивость.
  • Проблемы с точными науками: математикой, физикой, химией.
  • Невнимательность.
  • Чувство быстрого истощения при выполнении домашнего задания.
  • Частые головные боли.
  • Головокружения на уроках.
  • Нередко встречается резкая смена настроения.
  • Вспыльчивость.
  • Приступы навязчивости, беспокойства, агрессии.
  • Высокая двигательная активность.
  • Неусидчивость на уроках.
  • Игнорирование замечаний учителя.

Характеристика детей с нарушениями речи играет важную роль в проведении лечения таких больных. Замечания, на которые указывает психолог и логопед, должны учитываться. Каждое отклонение от нормы подлежит исправлению и коррекции в соответствующих условиях – на приемах у логопеда.

Когда нужно обращаться к специалисту

Главное правило, которое обязаны помнить родители – постоянно общайтесь со своим чадом. Даже, если ребенок еще не говорит, он прекрасно воспринимает окружающий мир и все услышанные звуки. На первом году жизни еще вполне невозможно понять, страдает ли дитя от задержки речевого развития (ЗРР). К логопеду нужно обращаться, если родители заметили у ребенка следующее:

  • Поздно начал «агукать», «гулить» или издавать простые звуки.
  • Вовсе не издает звуков.
  • В раннем возрасте не реагирует на голос мамы.
  • Не проявляет изменений мимики на лице на звуковые раздражители.
  • Не произносит легких предложений после 2-х лет.
  • Заикается.
  • Не выговаривает букву «р» в 4-5-летнем возрасте.
  • Не выговаривает букву «щ» в 5-6-летнем возрасте, что является следствием фонетико-фонематического недоразвития (ФФН).
  • Присутствуют дефекты твердого неба, верхней губы.
  • Говорит короткими фразами в возрасте старше 6-ти лет.

Важно! Чем раньше родители заметят задержку речевого развития у детей, тем лучшие будут результаты лечения впоследствии

Помочь решить проблему с речью вполне способны ЛОР-врач, логопед, дефектолог, нефролог.

Методы коррекции речевых расстройств у детей

Коррекцию нарушений звукопроизношения следует проводить, как только появились первые признаки недуга. Родители обязаны обратиться к логопеду для получения исчерпывающей консультации. Врач оценит уровень общего недоразвития речи (ОНР). Например, деткам 3 уровня ОНР можно использовать дыхательную гимнастику, развивающие игры, точечный массаж. Врачи советуют пользоваться такими методами:

  • Артикуляционные занятия – деток учат по много раз выговаривать различные тяжелые буквы и слоги: «р», «щ», «ж».
  • Тренировка мышечного аппарата – воспроизведение звуков и слов при жевании жвачки, орехов.
  • Произношение скороговорок по несколько раз в день на протяжении часа.
  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает развить дыхательный объем легких. Проводится в специализированных комнатах в присутствии врача.
  • Точечный массаж шеи и околопозвоночной зоны выполняется специалистом трижды в неделю по индивидуальной схеме.

Медикаментозная терапия используется в исключительных случаях, когда врачи установили органическую патологию. Следует принимать препараты только под четким руководством лечащего врача.

Профилактика речевых расстройств в детском возрасте

Предотвращать нарушения развития речи у детей следует в самом раннем возрасте.

Для полноценного развития звуковосприятия и звукопроизношения родителям следует постоянно общаться со своим чадом, рассказывать и читать сказки, петь легкие и веселые песенки.

Также маме обязательно нужно петь колыбельные песни, слушать вместе с ребенком классическую музыку. Предупредить затруднения речи можно таким образом:

  • Ограничить общение деток с людьми, имеющими речевой дефект.
  • Ежедневно заниматься с детьми: показывать рисунки с различными предметами и просить ребенка называть показанную вещь.
  • Не прерывать малыша, когда он говорит.
  • Всегда поддерживать разговор с детьми, не наказывать за заданный вопрос.
  • Играть в сценки с разными действующими лицами, на основе детских сказок.
  • Не унижать ребенка из-за неправильно сказанного слова или предложения.
  • Не говорить нецензурных слов.
  • Играть в развивающие игры.
  • Учить ребенка буквам с года или ранее.

Такие простые способы профилактики достаточно просты в применении. Нужно помнить, что общение с ребенком – самый главный инструмент для профилактики речевых нарушений.

Источник: https://SimptomyInfo.ru/simptomy/84-narushenie-rechi-u-detej.html

Нарушение речи у детей: виды и особенности речевых нарушений

Нарушение речи у школьников

Евгения Климкович

Здравствуйте, друзья! Сегодня на блоге Школала медицинская тема. Хотя нет, тема медико-психолого-педагогико-логопедическая. Поговорим про нарушение речи у детей.

Почему же развитие речи так важно для наших детишек? Речь – это один из самых главных, самых важных интеллектуальных инструментов. И главная опасность нарушений речи – это торможение интеллектуального развития.

Если у ребенка нарушена речь, то он не имеет возможности в полной мере использовать ее как средство коммуникации с внешним миром. При снижении речевой активности страдает очень важная для детишек познавательная деятельность.

В школе ребенку трудно осваивать предложенную программу, появляются проблемы с чтением, письмом, с общением с одноклассниками. И, так как со временем ребенок с подобными нарушениями начинает понимать свою необычность, то это приводит к замкнутости, нежеланию разговаривать в принципе, к застенчивости и проявлению невротических черт характера.

Исследования подтвердили, что большая часть отстающих учеников начальных классов имеет те или иные речевые нарушения. А ведь именно в начальной школе очень активно идет процесс речевого развития. И нам, как родителям младших школьников, важно уметь хоть немного ориентироваться во всех этих логопедических терминах и определениях, чтобы вовремя успеть обратиться за помощью в случае чего.

В общем, предлагаю узнать врага в лицо!

Страшные логопедические буквы

Наличие нарушений может определить логопед во время обследования по наличию стойких специфических ошибок.  И именно он может напугать родителей страшными буквосочетаниями типа ФНР, ФФНР или, чего хуже, ОНР. А вы знаете, что они означают? Сейчас узнаете.

ФНР

Фонетическое недоразвитие речи.

Это когда нарушено произношение одного или нескольких звуков. Например, ребенок может не выговаривать «л» или «р», могут быть проблемы с произношением шипящих или свистящих. Думаю, что и взрослых людей с ФНР вам приходилось встречать.

Кто поможет ребенку с ФНР? Во-первых, стоит посетить врача-ортодонта. Возможно, есть проблемы со строением челюсти или нужно просто подрезать уздечку. А также на помощь поспешит логопед, который в состоянии «поставить» отсутствующие звуки, с помощью специальных упражнений.

ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Здесь все завязано не только на неспособности правильно произнести звук, но и неспособности правильно его услышать. Имеются проблемы с фонематическим слухом.

Можно проверить фонематический слух ребенка в домашних условиях. Попросите ребенка повторить за вами цепочки слов  «па-ба-ба-па» или «гу-ку-гу-ку» и т.п.

Трудно? Ошибается? Значит, скорее всего, не слышит. Значит, нужно проблему решать, пока не поздно. Ведь нарушение фонематического слуха в результате приведет и к трудностям с письмом, и к трудностям с  изучением не только русского, но и иностранного языка.

Вообще, на блоге уже есть специальная статья посвященная развитию фонематического слуха. Обязательно почитайте.

ОНР

Общее недоразвитие речи.

Это когда ко всему вышеперечисленному добавляется еще и скудный словарный запас. Ребенок с ОНР не может пересказать текст, ему трудно составить описание к картинке и выразить в словах свои мысли. Такие детишки начинают говорить позже своих сверстников и дают односложные неразвернутые ответы на вопросы.

До кучи, наблюдаются проблемы с развитием памяти, мышления и внимания. Из всего этого, естественно, следуют колоссальные проблемы с усвоением школьных уроков и бесконечные двойки-тройки. В данном случае на помощь ребенку придет не только логопед, но и невропатолог, поскольку причиной могут служить поражения нервной системы.

И ФНР, и ФФНР, и ОНР, если ими не заниматься, рано или поздно приведут к такому нарушению как дисграфия. Это нарушение письма.

Дисграфии на блоге посвящена отдельная статья.

Причины подобных нарушений у детишек могут быть:

  • педагогическими, когда ребенок растет в неблагоприятных условиях, когда с ним в семье никто не разговаривает, не обращает внимания на его развитие. К сожалению, таких семей в России не мало.
  • медицинскими, когда ребенку специалистами ставится вполне конкретный диагноз с трудным названием.

Давайте некоторые такие диагнозы кратко рассмотрим и постараемся понять, в чем же они заключаются.

Алалия

Это патология, связанная с органическим поражением нервной системы. Речевая функция при алалии не сформирована. Речь либо отсутствует полностью, либо очень-очень сильно нарушена. Нарушения затрагивают как фонетико-фонематические компоненты, так и лексико-грамматические.

Алалия может быть разной:

  1. Моторной, при которой детишки страдают еще и двигательными расстройствами: неловкостью, нескоординированностью движений, недоразвитием мелкой моторики. Детки могут быть как гиперактивными, так и наоборот слишком заторможенными. Ребенок, в принципе, понимает, что ему говорят, но своя собственная речь либо развивается слабо, либо не развивается совсем. При грубых формах, ребенку доступно только звукоподражание и отдельные «лепетные» слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.
  2. Сенсорной, при которой нарушается восприятие и понимание обращенных к ребенку слов. При этом с физическим слухом все в порядке. То есть, слышу, но не понимаю. Собственная речевая активность при этом повышена, но речь полностью лишена смысла и представляет собой набор отдельных звуков и обрывков слов. Получается эдакий речевой салат, непонятный для окружающих. Детки с сенсорной алалией либо импульсивны и хаотичны, либо наоборот замкнуты и инертны.

Методика коррекции алалии в любых ее проявлениях носит комплексный характер, этим занимаются психологи, медики, логопеды, педагоги. Работа над речью ведется на фоне медикаментозного лечения.

Афазия

Отличается от алалии тем, что с речью когда-то все было нормально, но потом она была утрачена. Причинами этого могут служить, к примеру:

  • травмы головы;
  • воспалительные заболевания мозга;
  • пороки сердца.

Эта болезнь может настигнуть как взрослых людей, так и детишек в возрасте от трех лет.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

У афазии также имеется своя сложная классификация и зависит она от поражения тех или иных зон коры головного мозга. И вдаваться в это слишком глубоко мы не будем. Но при поражении любой зоны у больных афазией наблюдается нарушение речи в целом. Сначала выпадает какое-то одно звено (например, способность понимать, что тебе говорят), а потом рушится и вся сложная речевая система.

Пациенты с афазией:

  • меняют местами звуки и слоги;
  • делают длительные паузы между словами;
  • не понимают речь окружающих и не контролируют свою собственную;
  • испытывают трудности в запоминании и вспоминании слов;
  • не понимают прочитанный текст и т.д.

При коррекции афазии используются медицинское и логопедическое направления.

Дизартрия

Еще одно тяжелое нарушение, связанное с делами медицинскими и входящее в тройку логопедических «лидеров».  К счастью, дизартрия не так широко распространена среди детей, всего 3-6%, но в последнее время имеется тенденция к увеличению данного показателя.

При дизартрии человек говорит нечленораздельно и невнятно, будто «каша во рту», чему способствуют нарушения артикуляции, речевого дыхания, интонационной окраски, вызванные, в свою очередь, поражениями нервной системы.

Причинами дизартрии у детишек могут стать:

  • внутриутробные инфекции;
  • родовые травмы;
  • токсикозы беременных;
  • перенесенные в раннем возрасте нейроинфекции (менингит, энцефалит);
  • черепно-мозговые травмы и др.

Нужно сказать, что заболевание имеет 4 степени тяжести:

  1. при 1-й наличие дефекта может определить только специалист-логопед;
  2. при 2-й степени – речь остается все еще понятной, но ошибки звукопроизношения уже заметны окружающим;
  3. 3-я степень — когда больного способны понять только самые близкие люди, которые общаются с ним постоянно;
  4. ну а 4-я степень, когда больного не понимает вообще никто.

Дисфония

Это нарушение ой функции. Голос при дисфонии может стать гнусавым, хриплым, осиплым, слабым.

Дисфония может быть как врожденной (например, при врожденных пороках развития гортани), так и приобретенной. Факторами, провоцирующими развитие приобретенной дисфонии могут являться:

  • простудные заболевания;
  • перенапряжение ых связок;
  • стрессы;
  • волнение.

Встречается дисфония в любом возрасте, к счастью, успешно лечится.

Брадилалия

Проще говоря, чрезмерно медленный темп речи. Увеличиваются паузы между словами и между отдельными звуками в слове, гласные звуки растягиваются. Кроме того, замедляется темп чтения и письма.

Голос при этом становится монотонным и невыразительным, что, естественно, вызывает раздражение у окружающих и приводит к замыканию больного в себе и полному отказу от общения.

Тем не менее, звукопроизношение и слоговая структура не нарушаются, слова произносятся правильно, но очень медленно.

У больных наблюдаются нарушения мелкой моторики и мимики, присутствует общая заторможенность и вялость.

При лечении брадилалии применяют медикаментозные средства, направленные на восстановление работы нервной системы, и различные логопедические занятия, направленные на ускорение темпа. Очень полезными оказываются логопедический массаж, пение и игра на музыкальных инструментах.

Тахилалия

Противоположность брадилалии. Это аномально убыстренный темп речи, ускоренный речевой поток, который невозможно понять. Все это сопровождается запинками, повторами, перестановкой слогов и слов в предложениях, невнятностью произношения.

В добавок к невнятным разговорам, пациенты с тахилалией получают быстрые и стремительные движения и беспокойное поведение, которое проявляется даже во сне. Они имеют неустойчивое внимание, и недостаточный объемом слуховой и  зрительной памяти.

Основными причинами возникновения тахилалии у детей специалисты считают наследственность и подражание торопливой речи окружающих. Более склонны к тахилалии легковозбудимые, гиперактивные дети.

Ринолалия

Расстройство артикуляции связанное с дефектами строения речевого аппарата, нарушением небо-глоточного смыкания. Встречается данное заболевание в 1 случае из 760 и требует участия специалистов области ортодонтии, отоларингологии, хирургической стоматологии, психологии и логопедии.

Ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная встречается у детишек с такими дефектами развития как, например, «волчья пасть» или «заячья губа». А приобрести ринолалию можно благодаря травмам неба, рубцовым деформациям, параличу мягкого неба.

Случаи ринолалии встречались после удаления аденоидов. Также причинами могут быть искривление носовой перегородки, полипы носа, гипертрофия слизистой.

Дислалия

Самое распространенное в логопедии нарушение. Оно не связано с поражением нервной системы или нарушениями слуха. Встречается:

  • у 25-30 % дошколят;
  • у 17-20% первоклассников и второклашек;
  • у 1% более старших детей и взрослых.

При дислалии нарушается нормальное произношение и употребление звуков. Различают функциональную и механическую дислалию.

Механическая связана с дефектами в строении артикуляционного аппарата, а функциональная может быть обусловлена социальными факторами:

  • подражание детей неправильной речи взрослых;
  • подражание взрослых детскому лепету;
  • билингвизм в семье;
  • педагогическая запущенность.

Посчитав количество неправильно произносимых звуков можно говорить о простой (1-4 звука) или сложной (более 4 звуков) формах.

Дефекты произношения звуков различных групп принято называть различными терминами.

Дислалия устраняется посредством регулярных логопедических занятий, причем, важно заниматься не только с логопедом, но и обязательно дома, выполняя данные логопедом домашние задания. Для исправления простой формы дислалии достаточно 1-2 месяцев занятий, сложной – 3-6 месяцев.

Еще одному расстройству речи — заиканию — на блоге посвящена целая статья.

На сегодня, пожалуй, все. Очень надеюсь, что информация окажется для вас полезной, для общего развития, а еще надеюсь, что применять ее вам не придется. Давайте будем стараться и сами говорить красиво, правильно и грамотно, тогда и наши дети, копируя нас, будут поражать окружающих своим ораторским мастерством!

Всем успехов!

Ваша Школала)

Источник: http://shkolala.ru/zdorove-shkolnika/narushenie-rechi-u-detey/

Внимание: речь! Как помочь первокласснику с логопедическими нарушениями успешно учиться в массовой школе

Нарушение речи у школьников

Итак, перед нами новоиспеченные первоклассники. Робкие, непоседливые, у многих только что молочные зубы выпали, и говорят они смешно: то слова сглатывают, то звуки не выговаривают, то просто шалят… Присмотритесь повнимательнее: вдруг им действительно трудно овладеть речью? Нет ли здесь нарушений, которые впоследствии обернутся серьезной проблемой и для ученика, и для учителя?

О том, как распознать серьезные логопедические нарушения у детей, чем помочь и что сказать родителям, рассказывает учитель-логопед с 15-летним стажем Марина Владимировна Хорева.

Массовая школа или «логопедическая»?

Сейчас больше половины российских первоклассников имеют логопедические нарушения разной степени тяжести. Однако не всякое нарушение является препятствием для обучения в массовой школе.

Как правило, серьезные нарушения речи не возникают сами по себе, а развиваются на фоне нарушенного интеллекта, родовой травмы, перенесенного тяжелого заболевания или серьезной педагогической запущенности. Обычно дети с такими расстройствами к семи годам уже находятся под пристальным наблюдением врача-невропатолога и поликлинического логопеда.

Решение о том, что ребенку нужно идти в специальную школу, принимается по итогам психолого-медико-педагогической экспертизы. Обратите внимание, что школьный логопед не уполномочен принимать подобные решения: он может всего лишь обратить внимание родителей на то, что их ребенку, возможно, будет тяжело успевать по программе массовой школы из-за логопедических нарушений.

Нарушения речи, с которыми дети не могут учиться в массовой школе

Алалия. У ребенка полностью или почти полностью отсутствует речь при хорошем физическом слухе. Как правило, причина алалии – поражение речевых областей головного мозга. Различают моторную и сенсорную алалию.

При моторной алалии ребенок не может произносить звуки, слова, соединять их в предложения, не чувствует грамматики языка.

При сенсорной алалии не различает или очень плохо различает чужую речь, словно с ним говорят на иностранном языке.

Дизартрия. Это нарушение именно произношения: все звуки ребенок произносит нечетко, смазанно, у него либо слабый, либо резкий голос, которым он не вполне владеет. Темп речи либо замедлен, либо слишком ускорен, речь недостаточно плавная. Такие нарушения бывают у детей с ДЦП, серьезными поражениями нервной системы.

Общее недоразвитие речи (ОНР). В это понятие входят самые разные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Страдает и лексика, и грамматика, и фонетика, при этом слух и интеллект остаются сохранными. Признаки ОНР – аграмматичная, малопонятная речь, крайне скудный словарный запас, явные затруднения при выражении своих мыслей.

Нарушения речи, при которых ребенок, скорее всего, будет учиться в массовой школе

Задержка психического развития (ЗПР). Ранее этим детям ставили диагноз «задержка речевого развития». В первом классе этих детей отличает инфантильность, общая незрелость поведения, они говорят так, как другие дети говорили в четыре-пять лет. Как правило, к 4-му классу происходит компенсация и дети «выравниваются».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ситуация, когда у ребенка нарушены и звуковой анализ, и звукопроизношение.

Он не может составить целое слово из последовательности звуков, не может последовательно назвать все звуки слова.

Бывает, что в собственной речи ребенок все звуки произносит верно, но на письме совершает характерные ошибки, например путает глухие согласные с парными звонкими: «зуб» и «суп», «дуб» и «туп» для него одно и то же.

Неисправленные элементы общего недоразвития речи (ОНР). Как правило, ребенок хорошо произносит и различает звуки, но у него нарушены звуковой анализ и синтез. Встречаются такие элементы ОНР:

  • Аграмматизмы в речи: несогласования слов по роду, числу и падежу.
  • Нарушена слоговая структура слова: ребенок пропускает гласные в сложных словах и произносит слово как бы в укороченной форме.
  • Недостаточно связная речь: возникают трудности с составлением рассказа по картинке или с составлением развернутого ответа на вопрос.
  • Скудный словарный запас, односложные ответы на вопросы.

Дислалия – нарушение звукопроизношения.

Это очень распространенная проблема: из-за легкомыслия родителей или недостаточно добросовестной работы педагогов ДОУ дети к семи годам продолжают неправильно выговаривать те или иные звуки.

«Чемпионами» среди сложных звуков оказываются «л» и «ль», «ч», «ш», «с», «з», «р». Как правило, поставить ребенку звуки – наименее серьезная логопедическая проблема, если за ней не стоит более серьезное нарушение.

Ринолалия – нарушение устной речи, связанное с излишним или недостаточным резонированием в носовой полости. Как правило, причина тому – механическое нарушение речевого аппарата, например расщелина на нёбе. Такие нарушения обнаруживаются еще в раннем детстве.

На бытовом уровне это звучит как излишняя гнусавость и часто не вызывает тревоги у родителей. Однако, если в течение долгого времени ребенок слышит собственную искаженную речь, со временем это оказывает влияние на его звуковосприятие.

Дети с ринолалией часто учатся слабее других, но это не повод ставить вопрос о переводе в особую школу.

Заикание. Частое повторение или пролонгация звуков, слогов, нарушение ритма речи, частые остановки. Часто заикание имеет невротическую природу, поэтому ребенка с этим нарушением речи наблюдает не только логопед, но и невролог. Заикание – из тех нарушений, которые заметны сразу, поэтому часто родители готовы активно помогать ребенку, заниматься с ним, водить к специалистам и т. д.

Всегда ли сразу ясно, что у ребенка нарушение речи?

Нет и нет! Часто учитель, взяв первый класс, в течение примерно полугода не может распознать, что у кого-то из его учеников есть логопедическое нарушение.

Конечно, о нарушенном звукопроизношении, заикании и других проблемах, которые лежат на поверхности, вы узнаете сразу, однако более глубокие нарушения не проявят себя до тех пор, пока вы не начнете писать с детьми диктанты и просить их читать вслух.

Что может насторожить учителя?

Все перечисленные ниже сигналы могут оказаться и ложной тревогой: часто ребенок просто не понимает принципа, стесняется или слабо подготовлен к школе. Но, к сожалению, зачастую дело оказывается именно в логопедическом нарушении, которое гораздо легче исправить на начальных этапах. Присмотритесь к ученику повнимательнее, если он:

  • не может выделить гласные в словах, «прохлопать», «простучать» слово;
  • не может дифференцировать твердость и мягкость согласных: звук «л» и «ль» для него одно и то же, причем он может произносить все звуки правильно и делать ошибки только на этапе анализа;
  • не может распознать букву по образу (оптическая дисграфия): естественно, на этот сигнал стоит обратить внимание, если вы точно знаете, что ребенку уже неоднократно показывали буквы;
  • систематически пишет приставки отдельно от слов, а предлоги – слитно;
  • пишет слитно все слова в предложении, без пробелов – одним длинным словом;
  • не чувствует границ предложения: не ставит заглавную букву в начале и игнорирует точку в конце предложения.

Обычно первый же короткий диктант может принести вам много подобных «сюрпризов». Потребуются вся ваша чуткость и внимание, чтобы понять, что это: недостаточное овладение материалом или первый знак упущенной логопедической проблемы.

Для самого ребенка лучше, если эта проблема будет выявлена как можно раньше.

Во втором классе, когда ребенок начнет гораздо больше читать и писать, ему будет значительно сложнее усваивать программу, а к четвертому безобидная на первый взгляд проблема будет грозить дисграфией.

Что делать, если вы замечаете у одного из своих учеников нарушение речи?

Итак, вы практически уверены, что у вашего ученика есть логопедические нарушения. Не стоит удивляться, что до вас этого никто не замечал. Как мы уже говорили, не все нарушения речи сразу заметны: возможно, пока ребенок не пытался читать и писать, проблемы были неочевидны.

К тому же логопедические нарушения имеют свойство прогрессировать со временем. Часто родители обнаруживают у ребенка-дошкольника задержку речевого развития, начинают водить его к специалисту и прекращают занятия, как только ребенок достигает видимых результатов. Проходит год, и все неприятности возвращаются.

Чтобы принять решение о том, насколько тяжелые нарушения речи наблюдаются у ребенка, вы можете инициировать созыв школьной комиссии, состоящей из завуча, школьного логопеда и психолога. Комиссия посещает ваши уроки, наблюдает за ребенком и затем принимает решение о переводе ребенка в специальную школу, о формировании для него индивидуального плана и т. д.

Однако начать стоит с более мягкой меры: поговорите с родителями ребенка, укажите на тревожные сигналы, которые вы заметили, и убедите родителей показать ребенка логопеду.

5 аргументов, которые вы смело можете использовать, когда советуете родителям найти для ребенка логопеда:

  1. Речь – это ключ к успешной жизни. «Заговори, чтобы я тебя увидел» – эта сократовская фраза и теперь актуальна как никогда. О человеке всегда судят по тому, как он изъясняет свои мысли, легко ли ему выходить на контакт с людьми, может ли он объяснить, что ему нужно. Не всегда, чтобы правильно говорить, достаточно уметь произносить «р» и «ш».

  2. Логопедические нарушения – серьезное препятствие для успешной учебы. Иногда нам кажется: ребенок в седьмом классе пишет с ужасными ошибками, потому что ленится, не старается, не хочет выучить правило.

    А на самом деле он просто не может писать грамотно, потому что не так воспринимает речь.

    Неграмотные сочинения и изложения, проваленные устные экзамены, а потом сложности при написании писем, как личных, так и деловых – это самые поверхностные нарушения качества жизни человека, который вовремя не освоил грамотную речь.

  3. Неисправленные речевые нарушения снижают качество жизни человека. Наиболее частые осложнения речевых отклонений – дислексия и дисграфия. Ребенок может до старости читать по складам, испытывать огромные сложности при написании любой простой записки. Со временем к этим осложнениям добавляются психологические трудности – избегание текста, публичных выступлений и т. д.

  4. На раннем этапе все можно исправить. А если не исправить до конца, то научиться поддерживать в таком состоянии, чтобы ребенок мог продолжать учиться, не испытывать постоянного дискомфорта.

А вот чего учителю делать не стоит:

  • Игнорировать проблему. Поверьте, ребенок упорно делает по десять ошибок в диктантах, пропускает буквы, не слышит гласные не потому, что плохо подготовился. Скорее всего, он действительно нуждается в профессиональной помощи.
  • Делать выводы об интеллекте ребенка. Логопедические нарушения часто развиваются на фоне сохранного и даже очень яркого интеллекта. Не позволяйте себе мысль, что ребенок, который плохо говорит, читает и пишет, глуп: скорее всего, это просто неправда.
  • Винить себя. Даже блестящему педагогу бывает крайне сложно научить чему-то ребенка, у которого выявлены логопедические нарушения. В том, что ребенок не успевает, нет вашей вины, а помочь ему должен специалист – учитель-логопед.
  • Пытаться самостоятельно решить проблему. Стихи, скороговорки и другие речевые упражнения, показанные здоровым детям, могут только помешать ребенку с логопедическим нарушением. Не пытайтесь ставить ребенку звуки, которые он неправильно произносит. Если ребенок переставляет слоги в словах и не может запомнить буквы, не давайте ему как можно больше читать на уроках – так вы только закрепите ошибки.
  • Жалеть ребенка и игнорировать его ошибки. Бывает, педагог, жалея ребенка, говорит ему «молодец» даже тогда, когда он явно сильно ошибся. Такой метод не полезен: обычно ребенок и сам отлично понимает, что у него не все получилось. Обязательно сообщайте об ошибках, хвалите в случае успехов – ваша объективность пригодится нам тогда, когда ребенок справится со своими логопедическими проблемами и станет учиться наравне со всеми.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/vnimanie-rech-kak-pomoch-pervoklassniku-s-logopedicheskimi-narusheniya/

Нарушения речи детей в начальной школе

Нарушение речи у школьников

Когда ребенок приходит в школу, речевая готовность является важным фактором успешной адаптации и усвоения учебной программы, поэтому еще в дошкольном возрасте уделяют внимание выявлению проблемы и, при наличии нарушения, его коррекции.

Речевое нарушение может стать причиной ограниченных учебных возможностей и общего потенциала ребенка в школе. Ведь оно регулирует и учебную деятельность, и связано с коммуникацией в коллективе.

Речевая норма

Для ориентирования в речевых отклонениях нужно представлять ученика с речевой нормой.

Будущий первоклассник со сложившимся речью должен:

  • правильно произносить звуки и слова
  • говорить достаточно громко, в адекватном для понимания темпе
  • дифференцировать (различать) звуки, определять их последовательность в словах
  • правильно согласовывать слова в предложениях (род, число, падеж)
  • пересказывать содержание прослушанных текстов (сказки, рассказы)
  • составлять рассказы по рисункам
  • находить причинно-следственные связи в сюжетах из рисунков, сказок, мультиков
  • иметь достаточный словарный запас (ориентировочно 2000 слов ), в котором присутствуют основные части речи.

Причины речевых нарушений

Часто речевые нарушения у детей могут иметь внешне одинаковые симптомы, но причины, которые обусловили, — различаться.

Логопеду важно выяснить причины нарушения для того, чтобы определить методику работы с ребенком.

В целом причины речевых нарушений можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние причины

Сюда относят физиологические факторы, повлиявшие на ребенка во время беременности матери, родов или в раннем возрасте.

К примеру: заболевания матери во время беременности наследственные заболевания вредные привычки родителей сложные роды, родовые травмы физические и психические перегрузки во время беременности.

Внешние причины

К внешним относят физиологические и социальные факторы, действовавшие на ребенка в первые годы жизни, а именно:

  • инфекционные заболевания, влияющие на мозг
  • побочные действия медикаментозного лечения, передозировки лекарствами
  • травмы головы физические хронические заболевания, ослабляющие организм, влияют на общее и психическое развитие
  • дефектность речевого окружения

Например, речевое развитие может задерживаться в связи с немотой или глухонемотой родителей; когда старшие братья и сестры имеют нарушения речи, которое меньше ребенок копирует; через билингвизм (двуязычие) в семье.

  • психогенные факторы в семье — отсутствует / недостаточный эмоциональный контакт со взрослыми или слишком конфликтные, агрессивные отношения между родителями и т.д.
  • психологические травмы (испуг может стать причиной заикания или потери голоса)
  • педагогическая запущенность

К примеру, в семье не читают, не рассказывают сказок, не объясняют окружающие явления, не отвечают на вопрос ребенка, оставляют ее на весь день наедине с компьютером или телевизором

  • неправильные педагогические подходы в семье (с ребенком дошкольного возраста «сюсюкаются», произнося искаженные слова).

Почему при одном нарушении ребенку ставят разные диагнозы

Иногда о нарушении одного ребенка разные специалисты определяют различные логопедические выводы. Это связано с тем, что речевые нарушения до сих пор имеют несколько классификаций.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

По психолого-педагогическим принципом выделено три формы речевых нарушений:

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНМ)
  • общее недоразвитие речи (ОНР)
  • заикания.

Эта классификация лаконичная, в ней отсутствуют, например, распространены в наше время нарушения письма и чтения, поскольку их рассматривают как последствия указанных первичных нарушений в дошкольном возрасте.

Сроки этой классификации используют в украинских учебных заведениях. Так, в дошкольных учреждениях формируют группы отдельно для детей с ФФНМ и ОНР. Это связано с выводами психолого-медико-педагогической консультации , которые содержат именно такие формулировки для определения срока пребывания и программы коррекции ребенка в логопедической группе.

Заметьте!

Если ФФНМ обнаружено уже в школьном возрасте, его еще можно скорректировать в достаточно короткий срок на базе логопункта, если не развились вторичные симптомы .А вот если ребенок накануне обучения, можно сделать вывод о общем недоразвитии речи — особенно первого (самого сложного) уровня — ему могут рекомендовать обучение в специальном логопедическом классе или спецшколе.

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений

По этой классификации существует 11 форм речевых нарушений, включающих нарушения речи:

Устной

  • афония
  • алалия
  • афазия
  • брадилалия
  • дизартрия
  • дислалия
  • заикание
  • тахилалия
  • ринолалия

Медицинская классификация

Согласно международному классификатору болезней, все диагнозы обозначают латинской буквой с определенной цифрой.

В медицинских карточках детей с нарушениями речи можно встретить такие закодированные диагнозы, как:

  • F80 — расстройства речевого развития
  • F94, F98 — речевые нарушения, связанные с эмоциональными расстройствами и расстройствами поведения
  • Q35, Q36, Q37 — нарушение речи, связанные с врожденными аномалиями и хромосомными нарушениями.

После буквы и цифры, обозначающей группу заболеваний, еще одной цифрой отмечают конкретный расстройство. К примеру:

  • F80.1 является распространенным диагнозом среди дошкольников — означает «расстройство экспрессивной речи»
  • F98.5 — заикание и тому подобное.

Симптомы и диагнозы речевых нарушений

Речевое развитие ребенка очень динамичное. Поэтому диагноз, поставленный в карточке трехлетнего ребенка, к моменту поступления в школу часто бывает «устаревшим», теряет свою актуальность.

Поэтому диагностику речевых нарушений у детей дошкольного возраста желательно проводить ежегодно, даже при видимом успехе развития речи.

Тем более когда родителей тревожат определенные симптомы, требуется обязательная консультация специалиста.

Какие симптомы могут свидетельствовать о логопедических нарушениях

Предлагаем таблицу с указанием на симптомы, под которыми может скрываться логопедический диагноз:

если ребенок

это может быть

Не выговаривает отдельные звуки или группы звуков (слух, интеллект и речевой аппарат при этом норма)дислалия
Не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает разницы между звучаниямиФонетико-фонематическое недоразвитие речи
Кроме проблем со звукопроизношением и разрешением звуков:

  • поздно начал говорить (первые слова после 3 лет)
  • имеет ограниченный словарный запас
  • говорит однословными фразами
  • неправильно связывает слова в предложении, не согласовывает их по падежам, родам, числам
  • не может пересказать сюжет сказки, мультика
  • не может придумать рассказ по рисунку, адекватно выразить свои мысли
Общее недоразвитие речи (ОНР), имеющий три уровня:

  • ЗЦМ и уровня — язык почти отсутствует
  • ЗЦМ II-III уровня — нарушены определенные составляющие речи
если кроме того:
  • нарушена артикуляция (ребенку трудно поднять язык наверх и удержать его в таком положении, облизать губы и т.д.) и общая моторика (трудно одеться, неловко движения и т.п.)
оторная алалия (поражение речевых зон коры головного мозга во время беременности или в первые месяцы жизни)
  • испытывает трудности в понимании обращенной речи (слух полноценный, но не может «соединить информацию, которую слышит, в одно целое»)
Сенсорная алалия (нарушено не только собственное вещание, но и его восприятие)
  • речь уже начало формироваться, но вдруг ребенок перестал говорить, речевое развитие прекратилось
Афазия (нарушение речи вследствие поражений головного мозга  — кровоизлияний, черепно-мозговых травм и т.д.)
Имеет прерывание речи, говорит с паузами, повторами, имеет судорожные движения мышц лица и конечностей во время речиЗаикание, логоневроз
Не имеет голоса (отсутствует исчез), хрипит, говорит шепотом, проблемы с глотанием, жеваниемДисфония (афония)
Говорит быстро до неразборчивости, говорит, пока хватает дыхания, усиленная жестикуляцияТахилалия (патологически ускоренный темп)
Говорит замедленно, растягивает слова, имеет монотонное речи, нечеткую артикуляциюБрадилалия (патологически замедленный темп)
Гнусавит («говорит в нос»), говорит непонятно, имеет искаженную произношение звуков, имеет или повышенный тонус мышц лица (мышцы все время напряжены) или снижен (рот открыт, течет слюна)ринолалия
Говорит нечленораздельно, как с «кашей во рту», ​​имеет монотонное речи, проблемы с глотанием или жеванием, слабую мимику лицадизартрия
  • пропускает отдельные слова, предложения, абзацы
  • заменяет звуки
  • читает по буквам
  • искажает склады в слове
  • не понимает прочитанный текст
Дислексия (трудности овладения навыками чтения)
  • не может определить последовательность звуков
  • не может соотнести звук с буквой
  • пропускает или заменяет буквы, слоги
  • не учитывает пунктуацию
  • путает буквы, сходные по написанию
  • не дописывает буквы, слоги
  • вставляет лишние буквы
  • пишет слова вместе или наоборот делит слово наугад
  • пишет зеркально
Дисграфия (трудности овладения навыками письма)

Однако логопедический диагноз нельзя ставить «на глаз», по одному критерию. Часто речевые диагнозы схожи по признакам с диагнозами:

  • нарушения умственного развития
  • нарушение слуха
  • расстройства аутистического спектра.

Например, диагноз «алалия» часто внешне трудно дифференцировать от «умственной отсталости» или «нарушение слуха».

Кроме того, тот или иной речевой расстройство может иметь тяжелее или легче степень, различные формы (дизартрия имеет не менее 7 форм!).

Степени и формы речевых нарушений различаются и по симптоматике. Поэтому важно осуществить профессиональное обследование на логопункта или в поликлинике.

Если к поступлению в школу этого не сделают родители, в установленном порядке обследует всех учеников начальной школы логопед городского или районного логопункта. Это происходит в первый месяц учебного года. Сообщая результаты обследования родителям, логопед также:

  • дает рекомендации по коррекции нарушения
  • прогнозирует потенциал речевого развития при условии коррекции и без нее
  • при необходимости направляет ребенка к другим специалистам.

Источник: http://medictionary.ru/narusheniya-rechi-detey-v-nachalnoy-shkole/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.