Коррекционная работа при раннем детском аутизме, понятие, признаки, лечение болезни

Содержание

Синдром раннего детского аутизма – что это?

Коррекционная работа при раннем детском аутизме, понятие, признаки, лечение болезни

В последние годы родители в средствах массовой информации и печатных изданиях часто встречают упоминание о таком «непонятном и пугающем заболевании» как синдром раннего детского аутизма. Попробуем вместе с вами разобраться, что же скрывается под этим названием.

В настоящее время все более сознается социальная значимость проблемы аутизма. Частота выявления проблем аутистического спектра по мнению современных авторов, составляет до 21-26 на 10 тысяч детей. Аутизм представляет собой спектр расстройств и включает в себя восемь нозологических форм: синдром Аспергера, синдром Ретта и т.д.

Ранний аутизм у детей: симптомы и причины

Расстройства аутистического спектра (к ним относится и синдром раннего детского аутизма) характеризуются выраженной недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличию к близким.

Дети с РАС испытывают страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненную приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.

Наиболее отчетливо расстройства аутистического спектра проявляются от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте.

В раннем возрасте синдром раннего аутизма у детей (и другие РАС) проявляется у детей равнодушием к близким. Дети не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия.

В то же время любое изменение привычной обстановки, например в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком.

Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени кормления, прогулок, умывания и других моментов повседневного режима.

Дети, которым диагностируют аутизм, активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда их оставляют одних.

Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором дети не реагируют на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя.

Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.

Поведение детей с аутизмом однообразно. Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки и т.д.

Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки и т.п.

), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.

Коммуникативные нарушения оказывают влияние на развитие речи ребенка. Как правило, дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Ребёнок не использует речь для общения, он не обращается ко взрослому с просьбами, не зовёт маму.

Дети часто проявляют раннюю самостоятельность: если им, что-нибудь нужно, они идут и берут сами, или используют руку взрослого как инструмент. речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым.

У части детей наблюдается полный мутизм (отсутствие речи).

Коррекция и лечение детского аутизма

Работа с детьми, страдающими РАС, очень длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, вокализации которого проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга.

Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, имеющего тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним.

Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее начинается обучение чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи.

Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии (нарушение артикуляционной моторики), наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи.

Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как для преодоления аутистического поведения требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психоневролог, коррекционный педагог, психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог).

Источник: //www.logopedprofi.ru/articles/item/186

Причины и симптомы развития детского аутизма. Методы терапии

Коррекционная работа при раннем детском аутизме, понятие, признаки, лечение болезни

Синдром раннего детского аутизма (РДА) (синоним: синдром Лео Каннера) – комплекс клинических признаков психологического расстройства детей, характеризующийся отклонениями в проявлении эмоций и развития личностной сферы в возрасте до 3 лет.

Детский аутизм не принято считать заболеванием, это – отклонение, отражающееся на течении интеллектуального развития ребенка и его вербальных функциях. Легкие формы аутизма легко корректируются психотерапией при грамотном и своевременном подходе специалистов в области детской психологии.

Однако признаки расстройства будут сопровождать человека на всем протяжении его жизни, затрудняя реализацию личностного потенциала.

Причины развития раннего детского аутизма

Этиология РДА, на сегодняшний день, изучена достаточно слабо, нет информации о конкретных причинных факторах, стимулирующих риск появления расстройства.

Исследователями в области детского аутизма сделан вывод о возможной зависимости синдрома от наследственного фактора – в большинстве семей, где у ребенка отмечены симптомы РДА, аналогичные отклонения встречаются у предков первой и второй степени родства.

Современная генетика ведет комплексное изучение наследования аутизма, в попытках определить ген, отвечающий за эмоциональные проявления личности человека.

В пользу этой теории выступают факты того, что аутизм – отклонение врожденное, а этиологические причины способствуют лишь активизации расстройства и его развитию.

Некоторые исследовательские работы описывают возможную зависимость детского аутизма от обязательной профилактической вакцинации против свинки, краснухи и кори, на основании достаточно большого количества жалоб родителей о появлении аутистических признаков у детей после указанных прививок.

Однако научных фактов, доказывающих или опровергающих подобные заявления, на данный момент, не существует.

Проводить исследования в этом случае довольно затруднительно – указанные профилактические мероприятия являются строго обязательными, поэтому создать опытную группу, которой прививки не вводились, не представляется возможным.

Еще одной гипотезой, характеризующей возможный риск возникновения аутизма, является теория о психологическом климате внутри семьи.

Существует такое понятие, как «эмоциональная холодность родителей», когда мать и отец не демонстрируют достаточно эмоциональных проявлений в адрес своего ребенка, относясь к нему, как к чему-то ординарному, требующему только внимания в области физиологических потребностей.

Высокий процент детей-аутистов наблюдается в неблагополучных семьях, где на первый план выступает финансовая нестабильность, хронический алкоголизм или наркомания. Кроме того, аутизм часто проявляется у детей в семьях, где профессиональная деятельность родителей требует больших интеллектуальных затрат и времени.

Осложненные роды, сильная интоксикация во время беременности, применение сильнодействующих препаратов, алкоголя и наркотиков в этом период, также могут стимулировать проявление аутизма у ребенка.

Симптомы детского аутизма

Общая симптоматика детского аутизма индивидуальна для каждого ребенка, однако всегда характеризуется эмоциональной тупостью, нарушениями вербального общения и некоторыми задержками интеллектуального развития.

При общении с ребенком-аутистом, создается устойчивое впечатление о том, что он, словно, живет в своем мире, стараясь ограничивать его смешивание с окружающей реальностью.

Отличительным признаком детского аутизма, зачастую является молчание, создается впечатление о глухоте и непредсказуемости действий. Часто дети проявляют особенности зацикливания на каком-либо определенном действии и проговаривании вслух отдельных слогов или фраз.

Как правило, такое избыточное повторение возникает по причине повышенного интереса к какому-либо предшествующему событию.

Зачастую дети с синдромом РДА стремятся находиться в одиночестве, занимая себя каким-либо банальным занятием. Для большей части разновидностей расстройства, характерно избегание зрительного контакта.

 Интеллектуальная деятельность и развития несколько занижены, находясь на средних уровнях или ниже средних, однако, на общем фоне задержек умственного развития, возможен высокий уровень интеллекта в пределах одного вида деятельности, связанной с конкретными задачами, например, арифметические вычисления или игра в шахматы.

Следует отметить, что риск развития аутизма у мальчиков четыре раза выше, чем у девочек. Причина такой разницы, в настоящий момент, не изучена.

 Как уже говорилось, клинические признаки раннего детского аутизма весьма индивидуальны, особенно, это касается качества проявляемых симптомов.

Однако существует ряд общих характеристик, однотипных для каждого случая расстройства, которые можно условно разделить по возрастной категории.

Для детей, в возрасте от двух лет и старше, характерно не смотреть в глаза собеседнику, такой признак можно отнести к группе определяющих расстройство симптомам. Часто ребенок стремится занимать одно и то же положение тела при занятии каким-то делом, это же относится и к мимическим проявлениям.

Детям очень тяжело общаться со сверстниками, поэтому аутисты всегда стремятся быть в одиночестве, предпочитая больше заниматься своими делами, чем находить контакт с другими. Их всегда мало интересуют увлечения, характерные для этого возраста, как правило, диапазон их занятий сильно ограничен.

Внешне ребенок часто выглядит отрешенным от окружающей действительности, вследствие эмоциональной хладнокровности, состояния, которое не позволяет им проявлять сопереживание чужим проблемам и разделить чужую радость.

Задержка речи при аутизме – характерный симптом, встречающийся у 95% детей от общего количества аутистических отклонений. 40% из этого числа так и не начинают полноценно говорить, ограничивая свое вербальное общение редкими, короткими фразами.

Кроме того, ведение диалога с ребенком носит достаточно сложный характер, нить беседы часто теряется в ответном молчании маленького пациента. Речь, как правило, циклична, стереотипна.

Аутисты – первая категория людей, непонимающих юмора, как в свой, таки чужой адрес.

Для детей с аутистическими симптомами характерна концентрация внимания на отдельных деталях объектов, которая логически очень сложно объясняется.

Например, из игрушечной машинки ребенка будет интересовать только ее колеса, которыми он может забавляться часами.

В старшем возрасте, увлечения локализуются и переходят в стадию мании к определенному виду деятельности – игре в шахматы, видеоиграм, рисованию и так далее.

Преобладающее количество страдающих аутизмом детей, имеют серьезные проблемы с ночным сном. Ребенка часто можно застать за занятием любимым делом посреди ночи. Часто искажены чувственные восприятия тактильного и слухового направления. Разговор шепотом может возбуждать ребенка, доводя его до состояния истерии, а громкие возгласы – наоборот успокаивать.

Для детей в возрасте до двух лет, также характерны определенные черты проявления синдрома РДА, которые начинают проявляться уже через несколько месяцев от рождения.

Первоочередными признаками могут послужить практически полное отсутствие привязанности к матери и проявления эмоций в ее адрес. Младенец крайне редко улыбается, не гулит, а слезы у него могут вызвать лишь серьезные болевые ощущения, как правило, связанные с пищеварением.

У таких детей бывает крайней сложно определить момент, когда необходимо сменить подгузник или пеленку.

Разговорная речь к возрасту двух лет, как правило, не появляется. Наблюдаются бессвязные отдельные вокальные жесты или звуки, напоминающие гудение мотора автомобиля.

Признаки легкой формы аутизма

Современная медицина различает четыре степени синдрома детского аутизма, которые условно можно различить по степени тяжести симптоматики.

Степень тяжести внутри групп градируется от четвертой группы к первой, которая является самой тяжелой и характеризуется яркой классической симптоматикой синдрома РДА.

Вторая и третья группы, содержат симптомы, благодаря которым, ребенка, страдающего аутизмом можно отличить от здоровых сверстников. В четвертую группу входят клинические признаки, позволяющие характеризовать течение расстройства как легкую форму аутизма.

Признаки легкой формы аутизма проводят весьма тонкую грань между здоровым состоянием и аутистическим, поэтому диагностика расстройства при этой форме достаточно сложна.

У детей отмечают повышенную ранимость, слезливость на фоне трудностей выхода на контакт с ребенком и попытках поддержать диалог с ним. Форм общения у детей с легкой формой практически не сформировано.

Зачастую маленький пациент корректно и логично эмоционально реагирует на происходящие вокруг него события, однако его мимика выдает течение патологии.

Мимические эмоциональные проявления носят, будто, демонстративный характер, что характерно для малоопытных актеров в театре, когда эмоциональное проявление выглядит неприкрыто наигранным.

Основным признаком легкой формы аутизма у детей является способность ребенка смотреть в глаза собеседнику, чего не наблюдается в остальных трех формах.

Разговор замедлен, создается впечатление, что ребенок долго подбирает слова, прежде чем сформулировать фразу. Социальные контакты возможны только в присутствии взрослых, которым пациент доверяет.

После каждого действия, родители будут встречать вопросительный взгляд своего дитя о правильности его действий.

Расставание с близким человеком, для ребенка очень трудно переносится. Такая ситуация будет значительно усиливать клинические проявления синдрома. По этой причине, психологи строго не рекомендуют оставлять детей одних или с чужими людьми на время лечения.

Развитие интеллекта и способности к обучению у детей с легкой формой аутизма, близки к таковым у здоровых сверстников. При определенной помощи и поддержке со стороны специалистов и родителей, ребенку станут доступны все социальные возможности здоровых людей во взрослом возрасте.

Легкая форма детского аутизма сильно различает симптоматику по гендерной принадлежности пациентов. У девочек распознать клинические симптомы расстройства становится, порой, невозможно.

К примеру, у них практически отсутствует признак зацикливания на стереотипных действиях и задержек психического развития.

Девочки-аутисты очень часто привязываются к отдельным людям или личным взаимоотношениям.

Лечение детского аутизма

Вопрос о том, как вылечить аутизм у ребенка, ставят перед собой не только родители, но и специалисты. Учитывая нераспознанность причин, вызывающих развитие синдрома РДА и его патогенез, медикаментозных средств терапии не разработано.

Единственным способом борьбы с детским аутизмом является психотерапия и специальные коррекционные программы обучения, где педагоги владеют всеми основами донесения знаний на фоне имеющихся условий, которые создает расстройство. Кроме того, существуют специальные класс для родителей, где проводятся занятия о том, как лучше общаться с ребенком-аутистом, обучать его и стимулировать развитие потенциала.

Источник: //onevroze.ru/prichiny-i-simptomy-razvitiya-detskogo-autizma-metody-terapii.html

Ранний детский аутизм: причины, признаки, виды, лечение

Коррекционная работа при раннем детском аутизме, понятие, признаки, лечение болезни

При раннем детском аутизме в поведении ребенка могут присутствовать моторные или речевые стереотипии, могут проявляться агрессия и аутоагрессия, заторможенность или, наоборот, гиперактивность, стремление к ритуальности и многие другие признаки. Каковы причины такого «каскадного» искажения в развитии при раннем детском аутизме?

0 6881 10 Февраля 2017 в 09:14

Число необычных, особых детей, которые получают диагноз ранний детский аутизм или расстройство аутистического спектра, ежегодно растет. В 2000 году считалось, что ранним детским аутизмом страдают от 5 до 26 человек на каждые 10000 детей.

Уже в 2008 году Всемирная организация аутизма обнародовала куда более весомые цифры: 1 ребенок с ранним детским аутизмом на каждые 150 детей.

В 2014 году американский Центр по контролю и предотвращению заболеваний предоставил данные о том, что 1 из 68 детей в Америке страдает ранним детским аутизмом (РДА) или расстройствами аутистического спектра.

Официальная российская статистика по количеству детей с ранним детским аутизмом отсутствует.

Но родители и педагоги, столкнувшиеся с проблемой, знают, что в среднем на каждый класс детей сегодня приходится как минимум 1 ребенок, имеющий ту или иную форму раннего детского аутизма.

Такая «пандемия» требует от нас точных знаний по своевременной диагностике проблемы, выявлению причин искаженного развития ребенка, выбору оптимальных форм коррекционной работы с ним. Информацию об этом вы найдете в нашей статье.

Ранний детский аутизм как первазивное нарушение

В российских условиях, где система помощи таким детям развита слабо, ребенок с ранним детским аутизмом обычно состоит на учете у психиатра. Однако большинство западных исследователей (Тео Питерс и многие другие) постепенно выводят ранний детский аутизм из категории психических заболеваний, определяя его как первазивное нарушение развития ребенка. Что это значит?

Термин «первазивный» означает всепроникающий, затрагивающий самые разные области жизни человека. Действительно, особенности детей с ранним детским аутизмом включают в себя искаженное развитие ребенка в самых разных областях.

Это коммуникация и развитие речи, навыки общей и тонкой моторики, учебные навыки.

Дети с ранним детским аутизмом имеют существенные проблемы в освоении навыков самообслуживания, требуют постоянной помощи в простых бытовых ситуациях.

Симптомы и признаки раннего детского аутизма также отличаются огромной широтой проявлений.

При РДА в поведении ребенка могут присутствовать моторные или речевые стереотипии, могут проявляться агрессия и аутоагрессия, заторможенность или, наоборот, гиперактивность, стремление к ритуальности и многие другие признаки. Каковы причины такого «каскадного» искажения в развитии при раннем детском аутизме?

Причины раннего детского аутизма

Научное объяснение этому феномену всепроникающего нарушения в развитии ребенка найдено в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Она объясняет, что риск развития раннего детского аутизма существует только для детей, получивших психическую травму в развитии доминантного вектора человеческой психики – звукового.

От природы любому ребенку задан свой уникальный набор векторов, каждый из которых задает детям определенные особенности, качества и свойства психики.

Обладатели звукового вектора – природные интроверты, сосредоточенные на своих мыслях и внутренних состояниях. Особо чувствительной зоной маленького звуковика является ухо.

Психическую травму такому ребенку могут нанести сильные стрессовые воздействия на его главный сенсор. Например:

  • громкая музыка
  • скандалы, крики, разговоры на повышенных тонах
  • оскорбительные смыслы в речи взрослых.

Риск развития раннего детского аутизма возникает даже тогда, когда негативное воздействие не направлено на ребенка напрямую, а просто происходит в его присутствии.

В результате чуткое ухо звуковика начинает болезненно воспринимать даже бытовые шумы (пылесос, фен, слив, звон посуды). Ребенок стремится закрыть уши и закрыться от источника стресса.

Постепенно формируется ранний детский аутизм как утрата способности продуктивного взаимодействия с миром снаружи.

Звуковой вектор является доминантным в человеческой психике. Поэтому из-за звуковой травмы, как основной причины раннего детского аутизма, возникает всепроникающее нарушение в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку.

В кожном векторе при раннем детском аутизме это могут быть проявления моторных стереотипий, гиперактивность, тики. В анальном векторе – ступор, страх нового, ритуальность.

Такие изменения в поведении при РДА, как разглядывание цветовых пятен или предметов «на просвет», обусловлены искажением в развитии зрительного вектора.

Виды (формы) раннего детского аутизма

Международный классификатор заболеваний включает много различных форм (видов) раннего детского аутизма. Наиболее известные из них:

  • Синдром Каннера (развитие раннего детского аутизма наблюдается с рождения или первых лет жизни, в 2/3 случаев сопровождается умственной отсталостью и существенной задержкой развития речи)
  • Синдром Аспергера (при этой форме раннего детского аутизма развитие речи и интеллект часто сохранны, но наблюдается отсутствие интереса к собеседнику, бедная мимика и жесты)
  • Атипичный аутизм (в этом случае характеристики нарушения проявляются у человека в более позднем возрасте, поэтому говорить о раннем детском аутизме не совсем корректно).

Диагностика и лечение раннего детского аутизма

Большинство тестов по диагностике раннего детского аутизма призваны дать характеристику в первую очередь способности ребенка устанавливать продуктивный контакт с внешним миром.

Специалисты понимают, что основная проблема заключается именно в нарушении восприятия ребенком с РДА мира снаружи и ограниченном взаимодействии с ним.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые позволяет через призму понимания травмы в звуковом векторе дать научное объяснение причине такого «ухода ребенка в себя» при раннем детском аутизме.

Однако одного понимания недостаточно. Существует ли эффективное лечение аутизма у детей? Что будет более эффективно для ребенка, имеющего синдром раннего детского аутизма: медикаментозное лечение или специальное обучение, коррекционная работа?

Во многом это зависит от той формы раннего детского аутизма, которая диагностирована у ребенка. Несомненно, что при синдроме Ретта может требоваться серьезная медикаментозная помощь. Кроме того, часть детей, страдающих аутизмом, подвержена эпилептическим приступам. В таких случаях без противосудорожных препаратов никак не обойтись.

Однако в большинстве случаев при раннем детском аутизме психиатры массово назначают так называемые корректоры поведения.

Современная наука, описывающая аутизм как первазивное нарушение развития, в таких случаях отдает предпочтение специальному обучению и коррекционной работе, а не попыткам «погасить» неблагоприятные поведенческие отклонения с помощью лекарств.

В системно-векторной психологии Юрия Бурлана разработан детальный механизм, как создать благоприятные условия для воспитания и обучения особого ребенка. Эффективная коррекция аутизма требует системно-векторного подхода.

Звуковая экология при воспитании ребенка, страдающего ранним детским аутизмом

Поскольку аутизм в раннем возрасте формируется у ребенка именно в результате звуковой травмы, важнейшим условием его воспитания является звуковая экология. Говорить с ребенком и в его присутствии следует спокойным, негромким голосом. Из музыки предпочтение следует отдать классической, включать ее лучше так, чтобы она звучала еле слышным фоном.

Постарайтесь максимально оградить ребенка от шума бытовых приборов. Если восприятие вашей речи ребенком затруднено, используйте упрощенные фразы, проговаривая их негромко, четко и внятно.

Дифференцированный подход в обучении и воспитании ребенка с ранним детским аутизмом

Аутизм в раннем возрасте может сопровождаться разнообразными поведенческими нарушениями. Конкретные методы коррекционной работы и формы воспитания аутичного ребенка зависят от его врожденного набора векторов. Например:

  • При наличии у аутичного ребенка кожного вектора, ему необходим четкий режим дня, достаточное количество физических нагрузок и стимуляция его чувствительной кожи (массажи, поглаживания, работа с песком, водой или пластилином). Об этом подробнее читайте здесь.
  • При наличии у аутичного ребенка анального вектора, ему требуется предсказуемость событий, больше времени для выполнения задачи. Все новое следует вводить постепенно. Подробнее об этом здесь.
  • Сверхэмоционального обладателя зрительного вектора может заинтересовать игра с калейдоскопом или театр теней, задачи на цвет и формы. Читайте подробнее в статье.

Определить вектора ребенка и получить детальное представление об особенностях подхода к каждому можно на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Чувство защищенности и безопасности – необходимая основа для ребенка с ранним детским аутизмом

Психологическая грамотность и точное понимание векторов ребенка – абсолютная необходимость для каждого педагога или психолога, работающего с проблемой раннего детского аутизма. Но эти знания не в меньшей, а даже в большей мере нужны родителям особого малыша. Ведь базовый психологический комфорт или дискомфорт закладывается именно в семье.

Особое значение имеет психологическое состояние матери: ребенок раннего возраста воспринимает его бессознательно.

Если мать несет в себе неосознаваемые психотравмы, напряжена и переживает, развитию ребенка наносится серьезный ущерб. Избавиться от собственных психотравм и «якорей» мамы аутичных детей могут на тренинге.

На портале есть результаты о снятии с ребенка диагноза «аутизм» после прохождения тренинга матерью:

Ранний детский аутизм – не приговор. Подарите своему ребенку шанс на реабилитацию, начните с бесплатных онлайн-занятий по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник: //www.YBurlan.ru/biblioteka/rannij-detskij-autizm-prichiny-priznaki-vidy-lechenie

Детский аутизм – причины, симптомы, признаки, лечение

Коррекционная работа при раннем детском аутизме, понятие, признаки, лечение болезни

Детский аутизм – страшный диагноз для родителей. Известно, что отсутствует лечение, которое полностью бы могло излечить ребенка от аутизма.

Вместе с тем симптомы и признаки данной болезни настолько разнообразны, что порой родители сталкиваются не с классическим аутизмом, а лишь с некоторыми его проявлениями.

«Частичный» аутизм возникает по причине условий, в которых ребенок проживает. Если их устранить, то возможно и выздоровление.

Следует отличать детей, действительно болеющих аутизмом, от тех, кто лишь неправильно развивается. В первом случае специалист диагностирует аутизм и лечит его от этой болезни. Во втором случае достаточным становится целенаправленное обучение и развитие малыша, создание благополучных условий жизни, чтобы он стал нормальным.

Согласно статистике, около 8 детей на каждую тысячу являются аутистами. Хотя ранее считалось, что их количество составляет 1-2 ребенка на тысячу. Количество аутистов растет, что делает болезнь проблематичной для современного общества, которое пока не научилось избавлять людей от данного диагноза.

Что такое детский аутизм?

Что это такое – детский аутизм? Данным термином называют расстройство головного мозга, которое приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным действиям, отставанию в развитии речи, мышления и эмоций, отстраненности от окружающих, уходу в себя.

Когда ребенок не разговаривает в 2-3 годика, родители списывают это на то, что ребенок является индивидуальностью. На самом деле специалисты могут поставить диагноз «детский аутизм», «умственная отсталость», «задержка психического развития» и пр. Не следует медлить с визитом к врачу, который определит точную причину того, почему ребенок молчит и не идет на контакт с окружающими.

Аутизмом чаще болеют мальчики (в 5 раз), нежели девочки. Однако у девочек симптомы протекают намного тяжелее, чем у мальчиков.

Аутизм определяется по отсутствию контакта ребенка с окружающими, повторяющимся действиям, которые перерастают в ритуал, деструктивности поведения, что проявляется в виде агрессии, криках, самоповреждениях и пр. Среди аутистических болезней выделяют такие виды:

  • Детский аутизм (синдром Каннера, инфантильный психоз, инфантильный аутизм, аутистическое расстройство). Проявляется в симптомах:
  1. Задержка развития личности.
  2. Неспособность контактировать с окружающими с рождения.
  3. Страх изменений в окружающей среде.
  4. Отгороженность с игнорированием внешних раздражителей, пока они не доставляют боли.
  5. Эхолалия.
  6. Дефицит речи и ее использования.
  7. Проявления симптомов не позднее 2-3 лет.
  8. Частичное или полное отсутствие зрительного контакта.
  9. Стереотипные игры с неигровыми предметами.
  • Синдром Ретта. Проявляется в 8-30 месяцев на фоне полного благополучия и развития, за исключением двигательной моторики. Симптомами являются:
  1. Регресс – потеря речевых и прочих навыков, которые ребенок уже успел приобрести.
  2. Отрешенность.
  3. Развитие сколиоза, атрофии мышц, кифоза, дистонии, атоксии.
  4. Жевание заменяется сосанием.
  5. Эпилептические приступы в трети случаев.
  6. Сохранение эмоциональной адекватности и привязанности.
  7. Наступают периоды возвращения способности к обучению.
  • Атипичный аутизм, который развивается после 3 лет. Проявляется в симптомах:
  1. Отсутствие социального взаимодействия.
  2. Повторяющееся, стереотипное, ограниченное поведение.
  • Аутистическая психопатия (синдром Аспергера). Проявляется в симптомах:
  1. Отсутствие логики в поведении.
  2. Импульсивность.
  3. Ограниченный круг интересов и отгороженность от реальности.
  4. Коммуникативный дефицит.
  5. Сохранение логического мышления, но неспособность репродуцировать знания.
  6. Пустой взгляд.
  7. Речевые навыки не нарушены.
  8. Движения неритмичные и стереотипные.

перейти наверх

Причины детского аутизма

Детский аутизм развивается по непонятным для многих ученых причинам. Поэтому специалисты сайта психиатрической помощи psymedcare.ru могут лишь выдвинуть предположения по данному вопросу. Выделяют несколько факторов, которые могут способствовать развитию болезни:

  • Аффективная среда и слабость инстинктов.
  • Расстройство восприятия и блокада информации.
  • Расстройство слухового восприятия, что мешает социальным контактам.
  • Ретикулярная формация ствола мозга.
  • Расстройство обмена серотонина и серотонинергических систем.
  • Расстройство лобно-лимбического комплекса, что приводит к нарушению поведения и планирования.
  • Расстройство парного функционирования обоих полушарий.

Провоцирующими аутизм факторами являются:

  1. Генетика. Если в семье есть аутист, то велика вероятность появления аутичного ребенка.
  2. Сложности во время беременности или родов ребенка, например, асфиксия, тяжелые роды, инфекционные болезни во время внутриутробного развития и т. д.
  3. Психотравмирующие ситуации, которые возникли в раннем детском возрасте.
  4. Прививки.
  5. Психические болезни, например, эпилепсия.
  6. Органические изменения в головном мозгу, что может происходить после вирусной инфекции матери в период беременности: краснухи, кори, ветрянки.
  7. Эмоциональная холодность родителей.
  8. Ртутное отравление.
  9. Нарушение обмена веществ и гормональные сбои.
  10. Химическое воздействие, которое оказывалось на организм матери при беременности.
  11. Злоупотребление антибиотиками.

перейти наверх

Примечательным симптомом и признаком детского аутизма становится стереотипное поведение. Ребенок подолгу может махать руками, прыгать, потряхивать, совершать однотипные действия.

В разговоре, играх и рисовании он также придерживается однотипных тем. Он не любит изменения. Если в окружении что-то меняется, его это сильно расстраивает.

Малыш склонен к наведению порядка и установленным правилам поведения, к которым он уже привык.

Другими характерными особенностями аутизма являются расстройство речи и отсутствие социальной коммуникации. Ребенок предпочитает оставаться наедине с собой. Он не идет на контакт, не реагирует на вопросы. В речи преобладают шаблоны. Некоторые аутисты вообще могут не говорить, другие используют фразы, которые они раз за разом повторяют.

Выявить аутизм можно по следующим симптомам и признакам:

  • Проявление характеристик в 2-3 года.
  • Отсутствие улыбки в ответ.
  • Игнорирование и отторжение объятий.
  • Сонное, задумчивое, отрешенное лицо.
  • Отсутствие контакта глазами с собеседником.
  • Неспособность устанавливать контакты с окружающими, детьми.
  • Сохранение спокойствия в незнакомой обстановке, при разлуке с близкими.
  • Задержка или полное отсутствие речи.
  • Склонность к уединению.
  • Склонность к стереотипному поведению, когда малыш привыкает не только совершать одни и те же действия, но и приспосабливается к определенному порядку вещей (например, ходить по одной и той же дороге в магазин).
  • Причудливая манерность: хлопать в ладоши, кружиться, теребить пальцы и пр.
  • Необычные игры, в которые ребенок предпочитает играть сам, при этом используются неигровые материалы.
  • Чрезмерно слабое или сильное реагирование на внешние стимулы.
  • Атипичная реакция на боль, снижение болевого порога.
  • Обращение внимания на звуки, при этом игнорирование речи окружающих.
  • Внезапный приступ ярости, раздражения, страха без веских причин.
  • Рассеянность и гиперактивность с ударами головой, покусываниями, царапаньем.
  • Судорожные припадки в 25% случаев.

перейти наверх

Ранний детский аутизм

Детский аутизм можно выявить еще на ранних стадиях его развития. Проявляется он в эмоциональном безразличии или слабом реагировании на родителей, малой активной подвижности. Постепенно поступки ребенка становятся стереотипными, эмоции притупленными, реакция на окружающий мир ослабленной.

Ранний детский аутизм проявляется такими признаками:

  1. Стереотипность движений, которые совершаются не к месту.
  2. Ощущение, будто ребенок плохо слышит или видит.
  3. Отсутствие контакта с окружающими, игнорирование людей.
  4. Отсутствие обращения малыша за помощью к людям.
  5. Игнорирование и отсутствие отклика на свое имя.
  6. Отсутствие контакта глаза в глаза.

Ребенку трудно установить эмоциональный контакт с другими людьми. Он не способен проявлять свои эмоции, при этом не понимает чувств окружающих. В основном контакт абсолютно отсутствует у ребенка с чужими или малознакомыми людьми.

Ранний детский аутизм делится на 4 степени тяжести:

  1. Первая степень проявляется в отсутствии ответной реакции малыша, его отрешенности от мира. Ребенок избегает объятий, взгляда в глаза, также не реагирует на потребности в еде.
  2. Вторая степень проявляется в полной отрешенности от мира, сужении круга общения до близких людей. Ребенок аффективно реагирует на изменения в обстановке. Избирательно подходит к еде, одежде и внешним проявлениям. Присутствует чувство страха, что вызывает агрессию. Стереотипность наблюдается в действиях и речи.
  3. Третья степень проявляется в ограниченности мира ребенка, который теперь погружен в себя. Его интересы носят мрачный, устрашающий характер. ребенок может говорить на одну и ту же тему, совершать однотипные действия. Игры его монотонные и не носят познавательного характера.
  4. Четвертая степень является самой легкой формой аутизма, при которой отмечается лишь трудности при контакте с окружающим миром. Дети данной группы ранимы, чувствительны к чужой оценке, уязвимы, избегают отношений.

Ранний аутизм у детей объясняется неправильной работой отдела головного мозга, который отвечает за стирание ненужной информации, которая уже была получена. При аутизме информация не стирается.

Мозг со временем активизирует функцию невосприятия новой информации из-за загруженности. Это осуществляется путем расфокусировки взгляда и расстройства слуха.

Головной мозг просто прекращает воспринимать новую информацию.

перейти наверх

Прогноз

Многие прогнозы зависят от того, как вовремя была выявлена болезнь, какие меры предпринимались для ее коррекции, как индивидуально прогрессировал ребенок и пр.

Может быть так, что уже к 7 годам ребенок станет полноценным, если заболевание было выявлено в возрасте 1,5 года и прошло полное лечение.

Если детский аутизм был выявлен после 5 лет, тогда ребенок, скорее всего, навсегда останется больным.

Хоть 80% аутистов считаются инвалидами, многим со временем снимают данную категорию по мере их прогрессивного развития и приспособления к социальной среде.

Источник: //PsyMedCare.ru/detskiy-autizm

Ранний детский аутизм – Признаки – Диагностические особенности

Коррекционная работа при раннем детском аутизме, понятие, признаки, лечение болезни

Ранний детский аутизм часто путают с различными  характерологическими особенностями и пограничными психическими состояниями. Диагностические особенности раннего детского аутизма состоят в том, чтобы правильно отдифференцировать истинное психическое состояние человека от заболевания.

Что такое ранний детский аутизм

Самое краткое определение – это искажение развития ребенка.

Ранний детский аутизм называют спектральным — включающим спектр расстройств с разной биологической основой, но подобными поведенческими нарушениями.

Аутизм — первазивное расстройство, то есть оно затрагивает все отделы мозга. По классификации дизонтогенеза относится к искаженному развитию.

Диагностика раннего детского аутизма

В настоящее время ранний детский аутизм можно диагностировать довольно рано — часто до года.

В этот период аутичный ребёнок не фиксирует взгляд на матери, ее лице, не улыбается ей, не реагирует на ее голос, либо пугается матери, отстраняется от ее объятий, плачет на руках. Комплекс оживления вызывают предметы, а не лица, может долго рассматривать узор ковра или обоев.

Подобные особенности внимания сохраняются на протяжении всей жизни (лицо человека привлекает внимание не больше, чем неживые предметы). Особо стоит проблема нарушения влечений. Отмечается свехчувствительность анализаторов, либо их нечувствительность. Ребенок может бояться малейшего шума или часами стоять у работающего компрессора.

Часто у таких детей повышенный интерес к запахам, причем не всегда к приятным.В возрасте от года до полутора лет обращает на себя внимание то, что ребенок может не откликаться на имя, не слышать просьб, а также отсутствие сотрудничества с взрослым.

Если малышу нужна, например, игрушка, он не использует указательный жест для того, чтобы дать взрослому понять, что ему нужно. Вместо этого он может, например, руку взрослого и положить ее на желаемый предмет.

От полутора до трех лет у нормально развивающегося ребенка формируется предметно-манипуляционная деятельность, а после трех — игровая.

Помимо этого возникает понятие «я», своих границ и возможностей. Ребенок-аутист не исследует функции предмета, что приводит к парадоксальной ситуации: он не играет игрушками, предпочитая раскладывать их по цвету или форме, строить из них пирамиды, не видит разницы — брать для игры игрушки или, например, столовые приборы.

Понятие «я» не возникает, ребенок продолжает называть себя в третьем лице. Эмоциональные нарушения и проблемы социального взаимодействия можно выразить фразой «непонимание чужого, нечувствительность к своему».

Критерии раннего детского аутизма

Самое узкое место этой проблемы — диагностика.

Существующие критерии исключительно поведенческие. Выделить точные биологические «маркеры» этого заболевания до настоящего времени не удалось.

Итак, основными критериями диагностики аутизма являются:

  • стереотипии движений,
  • компульсивное поведение,
  • сопротивление переменам,
  • ритуальное поведение,
  • агрессия или аутоагрессия,
  • дефект эмоциональной активности
  • нарушения социального взаимодействия
  • нарушения речи и общения
  • отсутствие предметной игры и игрового взаимодействия.

Коммуникационные особенности

Нарушения в сфере социального взаимодействия и коммуникации сводятся с следующему:

  • отсутствие невербальных жестов;
  • нарушение социальной интуиции;
  • отсутствие потребности совместного переживания эмоций;
  • негибкость поведения;
  • особенности зрительного контакта. Бытует мнение, что дети с аутизмом не смотрят в глаза. Это не совсем так. Важно, что зрительный контакт не используется для общения, то есть взгляд не является средством коммуникации;
  • неумение просить;
  • отсутствие социального сотрудничества (не откликается на имя, не выполняет просьб).

Речевые особенности

В речи ребенка можно выделить специфические и неспецифические для данного заболевания нарушения. К специфическим относят:

  • не использование речи для общения;
  • наличие неречевых вокализаций, «абрисы» слов или фраз;
  • нетипичные первые слова (чаще всего отражающие негативную реакцию: «Отстань!»);
  • отраженный характер речи;
  • навязчивые вопросы;
  • прагматическое нарушение речи.

Не специфические нарушения

К неспецифическим нарушениям относят, например, дизартрию.

Бывает, что дети с аутизмом обладают хорошей памятью, и тогда они могут запоминать и повторять к месту и не к месту стихи, большие фрагменты услышанного текста, куски диалогов из телепередач и т.п.

Интеллект при раннем детском аутизме

Особо стоит проблема интеллектуальных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра.

До недавнего времени бытовало мнение, что дети с синдромом Аспергера более интеллектуально развитые, часто одаренные (в основном музыкальными или математическими способностями), в то время как дети с синдромом Канера имели крайне низкие показатели формального интеллекта. При этом у обеих категорий детей присутствовали все нарушения социального взаимодействия и коммуникации.

В последнее время принято делить детей с аутистическими расстройствами по степени функциональности, то есть эффективности адаптации к внешнему миру. Так, высокофункциональный аутист может научиться навыкам социального поведения и стать самостоятельным членом общества.

Яркий пример — Темпл Грандин, женщина инженер и биолог, доктор наук, а также предприниматель. Она часто выступает с лекциями об аутизме, давая нам возможность узнать лучше мир аутиста.

Надо сказать, что деление по степени функциональности правильно применять лучше всего для детей старше 3 лет.

Лечение раннего детского аутизма

Лечбно-коррекцтонные программы раннего детского аутизма чаще всего заключаются в проведении специфической психотерапии и коррекции поведения:

  • ABA-терапия (Applied Behavior Analysis) исходит из предположения о том, что аутизм нельзя вылечить, но возможно приспособление ребенка к внешнему миру путем выработки у него социальных навыков с помощью тренировки и подкрепления нужного поведения.
  • Музыкотерапия и арттерапия помогают не речевому ребенку выразить себя, научиться игре. Использование вибрации и специальных компрессионных кроватей дают ребенку приятные ощущения, расслабляют.
  • Специальные коррекционные программы направлены на работу со страхами и другими эмоциональными проблемами аутиста, либо обучения знаниям и навыкам.
  • Семейная психотерапия призвана налаживать отношения в семье особого ребенка с учетом его потребностей. Одна из важнейших задач семейной психотерапии — поддержка родителей и других членов семьи, а также адекватного отношения к больному ребенку.

Источник: //brainklinik.ru/rda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.