Как научить ребенка защищаться в детском саду?

Содержание

Как научить малыша постоять за себя и защититься в детском саду или школе: нужно ли «давать сдачи» — советы психолога

Как научить ребенка защищаться в детском саду?

Представим ужин в детском саду. Ваш ребёнок случайно роняет тарелку, и та вместе с морковной запеканкой летит на кафельный пол и разбивается с дребезгом.

Как отреагирует малыш? Испугается, что воспитатель будет его ругать? Убежит с места происшествия или будет уверять, что это сделал не он? Научите своего ребёнка признавать свои ошибки, не прятаться от ответственности, но при этом не делать из произошедшего трагедии и во всём видеть лучшее! Растите оптимиста. Ведь тарелки бьются на счастье! Никто не порезался – разве это не чудо? К малышу-оптимисту обязательно подтянется другой малыш, который и поделится своей морковной запеканкой. Ведь вместе есть гораздо веселее. И когда ребенок станет старше, умение нести ответственность за свои поступки и оптимизм будут всегда помогать ему отстаивать свое «я» и находить выходы из самых сложных жизненных ситуаций.

Правило второе. Не реагировать на попытки тебя унизить!

Разумеется, от дразнилок, кличек и обзываний еще никому не удавалось сбежать. Другой вопрос – как на них реагировать. Кого-то коверкание собственной фамилии или имени может довести до плача в школьном туалете, а кого-то может заставить улыбнуться.

Научите своего ребёнка игнорировать дразнилки и самому не придумывать кличек другим людям, потому что у каждого есть имя. Нужно просто усвоить эту истину, но не зацикливаться на ней.

Если ребёнок начнёт каждому объяснять с трясущимися губами, что на самом деле «У меня есть имя!!!», это только раззадорит толпу. «Не реагировать или улыбнуться в ответ», – неожиданный, но приятный взгляд доморощенного оптимиста на обзывание.

Вы только представьте, как эта простая философия поможет ребенку в дальнейшем, когда люди будут говорить ему вещи куда более обидные, чем дразнилки в детском саду.

Правило третье. Не показывать страх

Ребенок возвращается из школы. По дороге встречаются дети постарше и начинают угрожать. Никто не имеет права заставлять человека действовать против его воли, а также угрожать или причинять боль, – вот что обязательно должен усвоить ваш ребенок. Стоит объяснить ему, что себя нужно уметь защищать, правда, не всегда с помощью кулаков.

Нужно уметь найти в себе силы сгладить конфликт и не показать страха, даже если страшно так сильно, что дрожит голос. Держаться и вести уверенный диалог – вот, что самое важное. Ну а если не поможет, и обидчик начнет драку, то ваш ребенок должен уметь защитить себя. Научите его простым приемам самообороны. На всякий случай.

Если он будет знать, что сможет ответить на физический удар, то ему в таких ситуациях будет проще «бить» словами.

Правило четвертое. Уметь говорить «нет»

Сосед по парте просит вашего ребенка донести его портфель, и ребенок соглашается. Маша из параллельного класса постоянно клянчит конфеты, и ваш сын отдает ей все сладости, которые вы положили ему с собой.

Конечно, отзывчивость и доброта – это хорошие качества, друзьям обязательно надо помогать и делиться с ними, но ребенку надо показать разницу между дружбой и манипуляцией. Ребенка надо научить говорить «нет», если он не хочет что-либо делать.

Иначе он, заодно со всеми, или просто по привычке во всем уступать приятелю не сможет сказать «нет», когда ему предложат «давай попробуй сигарету» или «иди, ударь этого мальчика».

Научите малыша тому, что у него всегда есть выбор и не надо бояться отказываться от чего-либо. Нужно быть добрым, но нельзя позволять другим пользоваться этой добротой.

Правило пятое. Не надо бояться просить о помощи

У вашего ребенка не получается сделать поделку из пластилина, и, устав бороться с неподатливым материалом, он оставляет затею и больше к ней не возвращается.

Просить о помощи взрослых – стыдно, ведь он и сам уже большой, а сверстники могут застыдить, потому что у них все получилось. Научите вашего ребенка не стыдиться того, что он чего-то не умеет, и просить о помощи. Но просить о помощи – не значит переваливать все на других.

Пусть ему покажут, как правильно держать пластилин в ладонях или вылепят одну из деталей, ну а с остальным он уже справится сам. Таким образом, ребенок почувствует, что он тоже может и умеет и не будет комплексовать из-за неудач.

И если сегодня вы научите его правильно просить о помощи в таких мелочах, то завтра это поможет ему справляться с гораздо более сложными жизненными задачами.

Причины боязни собак

Задаваясь вопросом, что делать, если ребёнок боится собак, сначала выясните причины этого страха. Среди них можно выделить:

  • пережитое малышом нападение собаки, укусы;
  • резкие громкие звуки, вызванные лаем;
  • большой размер животного, его пугающий внешний вид (оскал, клыки);
  • наблюдение за тем, как собака укусила кого-то другого;
  • влияние рассказов и устрашающих историй о том, как животные нападали на людей.

Возрастные особенности страха животных у детей

  1. Появление страха в возрасте от 1 до 3 лет чаще всего связано с тем, что детей пугают резкие громкие звуки. Лай собаки (как и множество других звуков) как раз к таковым и относится.

    Обычно, с возрастом, по мере привыкания малыша к внешнему пространству, страх собак проходит. Главное – это правильная реакция взрослых на испуг своего крохи;

  2. В возрасте от 3 до 6 лет возникает страх самих животных.

    Обычно он связан с реальной или потенциальной угрозой нападения или с пугающим внешним видом собаки.

Общие правила реакции на детские страхи

  • Эмоционально поддержите (будьте рядом, обнимите, возьмите за руку, постарайтесь успокоить);
  • Не критикуйте, не высмеивайте своё чадо, не называйте «трусом», сколько бы лет ему ни было;
  • Не сталкивайте насильно ребёнка с объектом страха, не заставляйте его преодолеть;
  • Вы должны демонстрировать уверенное поведение в ситуации, когда малыш напуган. Покажите, что можете его защитить. В общем, даже если вы сами боитесь собак, то никоим образом нельзя показывать это своим детям.

Как научить ребёнка не бояться собак

Если ребёнок боится собак, советы психолога, приведённые ниже, помогут справиться с этой ситуацией и, возможно, даже «подружиться» с животными.

Нажмите, чтобы получить пошаговые уроки о том, как избавиться от детских капризов и истерик!

Как помочь ребёнку преодолеть страх громких звуков

  1. Постепенно приучайте малыша к звукам вокруг, в том числе неожиданным и громким. Это и различные игры с использованием бытовых принадлежностей (например, стучать по кастрюле, сковороде), слушание работы инструментов и электроприборов, звуков телевизора и радио и др.;
  2. Периодически на непродолжительное время можно увеличивать громкость музыки и телепередач.

    Позволяйте ребёнку самому управлять громкостью теле- и радиоаппаратуры;

  3. Пойте громко песни, читайте стихи малышу, чаще танцуйте под музыку. Способствуйте тому, чтобы громкие звуки вызывали у ребёнка приятные ассоциации («весело», «задорно», «интересно» и т. д.

    ) Поэтому во время занятий с ним никогда не кричите, не критикуйте, не ругайте его;

  4. Учите малыша издавать громкие звуки, чтобы победить страх. Сделайте это в виде игры или соревнования – кто громче крикнет, победить в котором должен ваш ребёнок;
  5. Прислушивайтесь к звукам различных животных, птиц, транспортных средств, имитируйте их вместе с малышом.

    Говорите о том, что одни животные издают тихие звуки (мышка, кошка, курица), а другие – громкие (петух, корова, слон).

    Если ребёнок с лёгкостью изображает любые из них (в том числе и громкие), попросите полаять, как собака;

  6. Покажите малышу, а затем попросите его повторить разные варианты того, как может «говорить» собака: когда радуется при встрече хозяина, когда хочет подружиться, когда охраняет дом и т. д.;
  7. Читайте сказки, в которых отражены разные звуки, произносимые собаками, давайте слушать аудиосказки.

Как помочь ребёнку справиться со страхом собак

  • Прогуливаясь с ребёнком мимо собак, обязательно будьте рядом, держите его за руку (или на руках). Пусть он почувствует себя под вашей защитой (также читайте статью по теме: Как правильно гулять с ребенком?>>>);
  • Не заставляйте ребёнка знакомиться с собачкой, не тащите его к ней насильно, чтобы погладить. Важно почувствовать готовность малыша к этому;
  • Обращайте внимание на реакцию ребёнка на других животных (на улице, в зоопарке, при просмотре телевизора). Познакомьте его с кошкой, которая меньше по размеру, чем собака, но во многом похожа на неё (шерстью, лапами, зубами). С помощью этого сходства сформируйте в сознании своего чада позитивные образы обоих животных;
  • Полезно просматривать мультфильмы, где показана дружба кошки и собаки, где они являются положительными героями;
  • Чтобы победить страх собак, ненавязчиво познакомьте ребёнка с каким-нибудь дружелюбным щенком, который есть у ваших друзей или родственников;
  • Сходите с малышом на выставку кошек и собак, наблюдайте за ними в зоомагазине, на улице, в парке. Комментируйте забавные моменты, связанные с поведением, животных, фотографируйте их, просматривайте дома снимки и отмечайте все «прелести».  Например: «Какие у собачки милые ушки», «Какой красивый хвост», «Смотри, она как будто улыбается нам!» и т. д.;
  • Просматривайте вместе с ребёнком книги, красочные журналы с изображением собак, рассказывайте про породы и их особенности. Обращайте его внимание на животных в рекламах, телепередачах, фильмах;
  • Говоря с ребёнком о собаках, не употребляйте слова «кусается» или «не кусается», не делите животных на «злых» и «не злых». Акцентируйте внимание на положительных характеристиках;
  • Стимулируйте ребёнка к тому, чтобы он делился своими эмоциями по отношению к животным (во время просмотра книг и телепередач, на выставках, у друзей, в парке или когда погладит её);
  • Если есть возможность, заведите котёнка или щенка, заручившись согласием вашего малыша. Забота о питомце привьёт ему уверенность и позволит справиться со страхом;
  • Рассказываете сыну или дочке о своих положительных примерах дружбы с животными (например, если у вас в детстве была собака или кто-то из животных вас когда-либо выручал);
  • Даже если ваш ребёнок панически боится собак, не теряйте надежды и не снижайте усилия по оказанию помощи в преодолении его страха. В этой ситуации снижение страха будет проходить медленнее и труднее. Поэтому с вашей стороны потребуется максимум терпения и эмоциональной поддержки. Необходимо создать комфортную обстановку для малыша, чтобы он не замыкался в себе, а делился своими переживаниями;
  • Хвалите даже за малейшие успехи в преодолении страха, но делайте это только искренне.

Учите ребёнка правильному поведению при встрече с собакой

  1. Нельзя убегать: она быстрее, и если кто-то убегает, то для неё это сигнал – поймать. Выучите правило: если собака обратила на тебя (ребёнка) внимание, то нужно идти спокойным шагом (читайте важную статью: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>);
  2. Если вблизи появляется животное, внушающее страх, то надо остановиться и подождать, когда оно окажется далеко.

    Следует думать о том, что «собака меня не тронет, у неё свои дела»;

  3. Нельзя пристально смотреть животному в глаза, если боишься. Оно может воспринять это как угрозу и напасть;
  4. Нельзя подходить к собаке, когда она кушает или когда её щенок рядом.

    В такие моменты она особо чувствительна к чужим людям;

  5. Учите ребёнка строго произносить фразу: «Фу!» Тренируйтесь как можно больше, чтобы получалось более твёрдо и уверенно;
  6. Не убеждайте своё чадо в том, что все собаки безопасны. Будьте сами осторожны в присутствии животного, когда рядом с вами малыш, и учите его осторожности.

    Если есть хоть малейший страх, лучше всё-таки держаться подальше от собаки (актуальная статья: Как заставить ребенка слушаться?>>>).

Совет №1. Определитесь не делаете ли Вы из мухи слона?

Действительно ли вашего ребенка обижают (унижают) или это ваши обиды из далекого детства дают о себе знать? Если же это маленькая муха, которая превращается в слона, то она принесет вашему ребенку только вред. Может вам показалось, что вашего ребенка обижают? или же все таки это так?

Совет №2. Ваши комплексы не нужны вашему ребенку, поэтому не стоит их навязывать!

Если Вы будете говорить вашему малышу, что его унижают, что он не может постоять за себя, то у него может развиться комплекс неполноценности.

Если Вы не будете ставить акцент на этой маленькой несправедливости, то ребенок ничего и не заметит. Сегодня его толкнули, завтра он толкнет, сегодня он мне друг, завтра я с ним не играю. Понятно?! Это же дети, а дети быстро забывают обиды.

То есть, какой можно здесь сделать вывод? Не ставьте мелкую обиду так, как-будто она великая.

Совет №3. Какие образы и ключевые слова Вы используете, при общении с ребенком?

Если Вы будете рассказывать своему ребенку о жестоком мире, он либо озлобиться и будет проявлять агрессию ко всему миру, так как он маленький и ему тяжело справиться с ним, либо замкнется и у него будет развиваться чувство страха.

Для того, чтоб ребенок нормально развивался, нужно чтоб он верил в то, что мир добр.

Если же ребенок думает, что он живет вокруг зла, и добро постоянно проигрывает, то страх будет тормозить его развитие как интелект-ое, так и эмоцион-ое.

Поэтому, родители должны в первую очередь не выбивать из под него опору, а наоборот строить крепкий фундамент, рассказывая, что доброта и справедливость всегда побеждает.

Совет №4. Не обзывайте его «Нюней», «Девочкой» и т. д

В основном это делают папы, не знаю почему, но это так! И знаете к чему это приводит? Дети зажимаются еще сильнее, так как не могут преодолеть чувство страха, да и еще папа (думают дети) будет не доволен. И что в итоге? Они перестают жаловаться на обидчиков, переживания держат в себе, доверие к родителям теряется. Короче это еще больше приносит проблем.

Источник: https://yazdorov.win/psihologiya-i-psihiatriya/kak-nauchit-malysha-postoyat-za-sebya-i-zashhititsya-v-detskom-sadu-ili-shkole-nuzhno-li-davat-sdachi-sovety-psihologa.html

Как научить ребенка защищаться

Как научить ребенка защищаться в детском саду?

Владимир Мананников

В воспитании наших отпрысков есть одна тонкая грань: никто не хочет вырастить драчуна и забияку, но при этом мягкотелый, безвольный ребенок – тоже не лучший вариант.

Соблюсти баланс между компромиссом и самозащитой, уступчивостью и умением за себя постоять – важная задача любого из родителей. Как же научить ребенка защищать себя и других?

Крепкий тыл – залог здоровья

Чтобы научить ребенка защищаться, обеспечьте ему семейную поддержку. Не травите его за каждую неудачу, не создавайте дома нездоровую, конфликтную обстановку якобы в воспитательных целях.

Не зацикливайтесь на социальных проблемах, не ругайте его дополнительно за то, что не дал сдачи старшему мальчику, не обзывайте и не занижайте его самооценку.

Даже (и особенно!) если в школе или садике у вашего чада проблемы, дома он должен быть окружен заботой, теплом, пониманием, лаской, родительской любовью и уверенностью в нем.

Когда мальчик или девочка на 100% уверены в своей семье, в ее поддержке, они спокойнее реагируют на проблемы со сверстниками. В конечном итоге, они знают, что их защитят.

Очень часто против задир и драчунов работает популярная фраза «Отстань, а то старшего брата (папу, дедушку) позову. Он в армии служил (карате учил, бывалый моряк, боксер) и быстро тебя проучит».

Кто-то скажет, что непедагогично учить ребенка жаловаться и звать на помощь. На самом деле, все наоборот: именно так и возрастает уверенность в себе.

Почувствовав за собой крепкий тыл, малыш научится за себя постоять и без сторонней помощи.

Разговор дороже денег

Спокойно поговорите с ребенком о проблемах в школе или детском саду, выясните, кто и в каких случаях его задирает. Продумайте с ним тактику (план действий) на следующий раз, как можно подробнее обсудив слова и детали.

Если проблемы возникли у малыша 4-6 лет, ему просто неоткуда узнать о способах, которыми можно себя защищать. Но и для школьника такая беседа лишней не будет.

Очень часто агрессивные девочки нападают на воспитанных мальчиков (которые знают, что слабый пол бить нельзя), и, не получив отпора, радостно продолжают травлю. Что делать в такой ситуации?

Если в группе есть девочка-задира, научите вашего ребенка ограждать себя от нее. «Протяни вперед руку, ограничив расстояние между вами, произнеси слово «Стоп» и скажи, что тебя нельзя обижать. Просто запрети ей это делать.

Скажи, что не хочешь драться с ней, потому что она девочка, но будешь себя защищать, если она еще раз полезет. Если не сработало, можешь дать сдачи (я разрешаю) – ведь она напала первая».

Кроме того, ребенок должен знать, что в случае серьезных проблем (если у него украли и спрятали школьный рюкзак, избили в туалете, намеренно испачкали грязью, усадили на кнопку) он может обратиться за помощью к учителю, воспитателю, директору.

Беседа с педагогом и родителями обидчиков

Предоставлять ребенку разбираться с проблемами самостоятельно – весьма радикальный метод.

Это не бассейн, в котором брошенный в воду малыш рано или поздно поплывет. В социуме не задействованы базовые инстинкты.

Если есть конкретные личности, травящие ваше чадо (и, вероятно, других, более слабых), пообщайтесь с глазу на глаз в его родителями.

Еще лучше обратиться к педагогу и сконцентрировать его внимание на проблеме, ведь разрешение конфликтов в классе – его святая обязанность. Дети при беседах присутствовать не должны.

Полезные сказки

В рамках сказкотерапии поведайте ребенку о благородных рыцарях, защищающих слабых, о супергероях, спасающих мир, о доблестных воинах, борющихся за справедливость.

Обязательно расскажите чаду о понятиях справедливости и благородства, объясните, какие поступки считаются плохими, нечестными, обидными.

Понимая общие принципы морали и нравственности, ребенок и сам захочет стать подобным рыцарем. Желание защитить слабого и наказать злодея порой затмевает любые комплексы и страхи!

А есть ли проблема?

Бывает, что ребенок просто добросердечен по своей натуре и не склонен к выяснению отношений. Ему проще согласиться с обидчиком, отдать игрушку, уйти из песочницы, чем устраивать потасовку. И не потому, что он боится получить тумаков, просто его нрав можно назвать «дипломатичным».

Чаще всего такое поведение беспокоит пап. Им видится, что во взрослой жизни таким «тюфяком» будут все помыкать (как, возможно, и его отцом когда-то). Безответного парня легко использовать или безнаказанно оскорбить.

Но вот мнение психологов: в современном мире кажущаяся «мягкотелость» и добрый, открытый нрав бывают полезными. Гораздо опаснее вырастить агрессора, провокатора, параноика и драчуна, чуть что, закатывающего рукава.

Это раньше, при охоте на мамонтов, были полезны большие кулаки и свирепый оскал. А в нынешнем обществе важно уметь адаптироваться, подстраиваться, идти на компромиссы и уступать.

Поэтому дети с дипломатичным склоном (остающиеся, впрочем, при своем мнении и следующие выбранному вектору) порой достигают больших высот!

Поэтому подумайте, реальна проблема или надумана. Если ребенок систематически подвергается нападениям в школе или детском саду и не может за себя постоять – это одно. А если его уступчивость и неконфликтный, мягкий нрав смущают только папу – совсем другое.

Спортивные тренировки

Важно, чтобы ребенок не только в теории знал о своих способностях. Сколь угодно долго можно проговаривать, что ваш малыш – настоящий богатырь, но он должен ощутить реальную силу внутри себя.

Поставьте дома спорткомплекс, повесьте боксерскую грушу для оттачивания координации и ударов. Отдайте чадо в спортивную секцию (на плавание, скалолазание, борьбу).

Коллективные виды спорта воспитывают командный дух: на стадионе ребенок чувствует себя «в стае». Он понимает, что тут его тыл прикрывает десяток верных соратников, которые в беде не бросят и от невзгод защитят.

А на занятиях единоборствами (ушу, айкидо, карате) ребенка научат не только постоять за себя, но и защитить других, более слабых товарищей.

Вместе с тем, тренеры объяснят, что силу нельзя использовать во зло (нападать, обижать), а конфликты нужно стараться решать мирно.

Источник: https://dobro.pw/kak-nauchit-rebenka-zashhishhatsya/

Как научить ребенка защищать себя

Как научить ребенка защищаться в детском саду?

С возрастом круг общения детей расширяется, а сами малыши становятся более социально активными.

Как и во взрослом мире, между участниками детского коллектива иногда возникают конфликты, причем некоторые из них даже могут закончиться потасовкой.

Как научить ребенка защищать себя эффективно и мирно, без вступления в драку, хотят знать все родители, беспокоящиеся о социализации малыша в садике и во дворе.

Мирное решение конфликтов

Услышав обидное слово в свой адрес, многие малыши сразу же отвечают собеседнику не менее обидной фразой.

В секунды разговор может перерасти в словесную перепалку, которая иногда даже заканчивается применением физической силы, а затем — разборками между родителями и затяжной обидой двух (или более) семей.

Предотвратить подобную ситуацию можно банальным объяснением детям простой истины — драться нельзя.

К сожалению, в некоторых семьях старшие мужчины с детства внушают мальчикам, что мужская сила заключена в кулаках. Такая система воспитания может привести к двум ситуациям:

  • Мальчик вырастает хулиганом, доказывающим свое превосходство физической силой и вызывающим на конфликт других ребят.
  • Мальчик даже на небольшой конфликт со стороны обидчиков отвечает кулаками.

Независимо от того, является ли малыш зачинщиком или жертвой конфликта, применять физическую силу недопустимо. Задача родителей — донести эту норму поведения и научить ребенка общаться с другими детьми цивилизованно.

Учим малыша защищаться

Вы заметили, что ребенок приходит домой в расстроенных чувствах, отказывается ходить в детский сад или гулять во дворе. Вероятная причина — конфликт в коллективе.

Если малыш подтверждает ваше предположение, значит, нужно в срочном порядке провести семейный совет и научить его самозащите. Причем речь идет не о боевых приемах, а исключительно о психологической защите.

Нападки со стороны сверстников, будь они единичными или систематическими, должны отражаться, но только цивилизованно. Если конфликт уже имеет место, малышу нужно объяснить следующее:

  • Терпеть поведение обидчиков не стоит. Необходимо дать отпор, но при этом сохранить достоинство. Умение постоять за себя поможет ребенку занять достойное место в коллективе и заработать уважение сверстников.
  • Нельзя применять физическую силу в ответ на оскорбления. Об этом уже было сказано выше.
  • О проблемах можно и нужно рассказывать взрослым. Очень важно объяснить малышу, что делиться проблемами — это не ябедничество. Если малыша обижают, нужно обязательно рассказать об этом родителям и воспитательнице.

Естественно, самостоятельно дошкольникам очень сложно разобраться с конфликтом. Они часто действуют импульсивно и остро реагируют на проблемы в коллективе. Вот почему так важно оказать малышу поддержку и помочь справиться с первыми конфликтами.

Памятка родителям

Если ваш ребенок жалуется на плохое отношение к нему со стороны товарищей по детсаду или дворовой площадке, необходимо решить проблему. Однако важно предварительно разобраться с ситуацией — нередки случаи, когда не так страшны обидчики, как реакция взрослых. Родителям нужно помнить о следующем:

  • Не преувеличивайте ситуацию. Большинство мелких конфликтов разрешаются легко и без лишних разборок. Дошкольники быстро забывают обиды, и вполне вероятно, что через несколько дней конфликт останется в прошлом. Родители же часто видят большую проблему там, где ее нет, настраивая при этом ребенка против коллектива.
  • Разберитесь с ситуацией. Это ключевой совет для родителей. Постарайтесь понять причину конфликта, выслушать обе стороны при необходимости. Возможно, ваш ребенок не совсем точно передает ситуацию или сам провоцирует сверстников.
  • Общайтесь с родителями товарищей вашего ребенка. Если конфликт не проходит, либо перерастает в драку, необходимо кардинально решать проблему. Первый шаг — общение с родителями. Важно мирно урегулировать конфликт, а не разжигать его. Поэтому будьте терпеливы и благорассудны.
  • Дети копируют взрослых. Соответственно, если в вашей семье не принято отстаивать свою точку зрению и отвечать на конфликт, то и ребенок не будет этого делать в коллективе.
  • Нельзя провоцировать детей на агрессию. Для ребенка мнение взрослых, в частности родителей, играет огромную роль. Если вы будете называть его слабохарактерным из-за того, что он не дает обидчикам отпор, у малыша может сложиться неправильная схема разрешения конфликтов.

Также важно понимать, что влияние коллектива на развитие ребенка очень значимо. И если урегулировать конфликт не получается даже с привлечением родителей, нужно подумать о смене круга общения. Однако это кардинальное решение, которое следует принимать, только разобравшись в ситуации.

Источник: https://www.rastishka.ru/parent/statya/kak-nauchit-riebienka-zashchishchat-siebia

Как научить детей давать сдачи и что нужно знать взрослым, чтобы помочь ребёнку постоять за себя

Как научить ребенка защищаться в детском саду?

Пожалуй, каждый родитель сталкивался с тем, что ребёнок возвращался с прогулки или, например, из школы с обидой на сверстников из-за несправедливого отношения с их стороны. Столкновения детей, перерастающие в крупные конфликты и даже драки, нередки. Как помочь ребёнку постоять за себя и научить его разбираться, какого поведения придерживаться в той или иной конфликтной ситуации?

Умей постоять за себя: зачем детям защищаться от нападок?

Споры и стычки возникают не только у взрослых людей.

Неизбежная социализация детей (особенно дошкольного и младшего школьного возраста) приводит к тому, что кто-то из них старается лидировать, всячески отстаивая своё мнение, в то время как иные ребята становятся жертвами агрессивного поведения задир. Поэтому так важно с детства научить ребёнка правильной позиции в проблемной ситуации. Задачи взрослых на этом этапе состоят в следующем:

  • привить мальчику или девочке осознание себя полноценной личностью, на благополучие которой никто не вправе посягать;
  • помочь освоить цивилизованные способы решения спорных ситуаций;
  • объяснить, в каких случаях уместно применить силу и каковы допустимые границы её использования.

Ребёнок должен уметь защищать свои интересы в следующих ситуациях:

  • если оскорбляют словесно;
  • отнимают игрушки, тетради или другую собственность;
  • портят имущество или результаты труда (например, рвут или пачкают вещи, ломают созданную из песка конструкцию);
  • унижают, принуждая к чему-либо;
  • оказывают физическое воздействие (щиплют, кусают, бьют и так далее).

При возникновении подобных ситуаций родителям нельзя не реагировать на них и позволять ребёнку мириться с таким положением вещей, иначе он станет постоянным объектом насмешек и издевательств (в саду, школе, обществе), что приведёт к серьёзным проблемам с психикой в дальнейшем и отразится на всех сторонах жизни.

Обязательно нужно помочь ребёнку отразить нападки, иначе он может превратиться в изгоя

Самозащита должна быть обоснована и адекватна той ситуации, в которой оказался ребёнок. Дать сдачи — не всегда означает физическое применение силы. Но не стоит внушать детям и категоричное «нет» кулачному разрешению споров, так как жизнь многогранна, и бывают моменты, угрожающие жизни и здоровью, когда человек должен уметь постоять за себя.

Как научить ребёнка давать сдачи сверстникам?

Иногда детские конфликты возникают на глазах у родителей: например, в гости приходит семья с малышом, который отбирает у ребёнка игрушки, дерётся и дразнит.

При таких обстоятельствах достаточно вмешаться взрослым, объяснив маленькому агрессору, что в этом доме с теми, кто себя плохо ведёт, не играют и не дружат.

Когда выясняется, что ребёнка обижают в детском саду, школе или просто сверстники во дворе, то без целенаправленной работы не обойтись:

  • Если мальчик или девочка посещает образовательное учреждение, то в первую очередь нужно поговорить с воспитателем или классным руководителем, так как следить за микроклиматом в детском коллективе и разрешать споры в нём — прямая обязанность педагогов.
  • Не будет лишним и обсудить проблему с родителями обидчиков. При этом нужно помнить, что беседа должна протекать в сдержанном и доверительном тоне в отсутствие детей.
  • Нельзя обзывать сына или дочь, используя слова «мямля», «нюня» и тому подобные, ругать за бездействие и так далее. Подобное отношение не только отталкивает детей от родителей, но и разрушает уверенность в себе, из-за чего ребёнок так и не сможет ответить обидчику.
  • Важно нацелить мальчика или девочку на мирное разрешение спора: пусть попробует построить диалог с противником, объяснив, что ему/ей не нравится, когда так говорят/делают, это причиняет боль и так далее. Доказывать правоту ребёнку необходимо без перехода на личности и оскорблений, спокойный тон и аргументированность помогут завоевать уважение сверстников и добавят авторитетности.
  • Научить отвечать на грубые нападки можно следующим образом: «Ещё раз такое скажешь/сделаешь, я папу/брата позову, он тебе покажет!». Главное, чтобы малыш был уверен — взрослый придёт на помощь, если это действительно понадобится. В дошкольном возрасте может использоваться такая фраза: «Будешь обижать, я с тобой дружить не буду!». Если угрозы не подействуют, то малыш должен обязательно реализовать обещанное: позвать папу или брата, перестать общаться с агрессором и так далее. 
  • Если ребёнок сталкивается не только с оскорблениями и словесными унижениями, но и с тычками и физическими нападками, пускай попробует осадить обидчика, ущипнув его. Вреда это не принесёт, зато так ребёнок даст агрессору понять, что тоже может ответить.

Если малыш открыто интересуется возможными вариантами выхода из конфликтных ситуаций — проиграйте такие моменты вместе с ним, используя игрушки или образы персонажей из любимых мультфильмов, книг.

Запишите ребёнка в секцию карате: так он и здоровье укрепит, и самозащите научится

Конечно, не стоит учить ребёнка ввязываться в драку, если сверстник просто взял без спроса какую-нибудь вещь. Совсем неуместно выяснять отношения кулаками из-за обидной клички или неприятного слова.

Советовать применение силы можно только в крайнем случае: когда сын или дочь сталкивается с побоями и физическими издевательствами со стороны других детей, а иные способы разрешения ситуации не помогают.

Чтобы помочь дать сдачи обидчику, полезно сделать следующее:

  • Записать ребёнка в спортивную секцию (например, на карате, борьбу, хоккей), организовать дома спортивный уголок — это даст возможность отвлечься и почувствовать себя увереннее.
  • Отрепетировать с ребёнком проблемную ситуацию, подсказать, в какой момент уместнее применить силу. Когда он не в состоянии прибегнуть к помощи кулаков по какой-либо причине (не хочет ввязываться в драку, не очень уверен в себе), то важно научить хотя бы предотвращать нападение, уворачиваться. Можно предложить такой вариант: после первого удара не бить в ответ, а предупредить словесно, но если последуют новые нападки — дать сдачи.
  • Поддерживать ребёнка и настраивать на то, что он уже взрослый и сильный. Доверительное отношение родителей поможет мальчику или девочке избавиться от страха.

Не паникуйте, если ребёнок не отвечает обидчику и не проявляет ответной агрессии. Это свидетельство того, что он растёт в доброжелательной атмосфере, и обиды сверстников для него скорее удивительны, чем неприятны.

Случается, что ребёнок своим поведением сам провоцирует конфликт с другими детьми

  • Очень часто бывает, что ребёнок сам провоцирует ссоры в детском коллективе, вредничает, многого требует. Тогда вместо того чтобы учить защищаться, необходимо провести с ним беседу на тему того, как важно уметь идти на компромисс, уступать и делиться, чтобы построить нормальные отношения с окружающими.
  • Если время идёт, а нападки в школе или детском саду не прекращаются, и унизительные слова, побои и другие издевательства приобретают постоянный характер, то имеет смысл задуматься о том, чтобы сменить образовательное учреждение (особенно в случае, когда не помогают беседы с классным руководителем и директором). Такое положение вещей негативно сказывается на психическом и физиологическом развитии ребёнка, на этом этапе обучения самозащите уже недостаточно, важно изъять сына или дочь из нездоровой среды.
  • Родители, которые учат детей решать споры кулаками, должны быть готовы к тому, что ребёнок не всегда сможет быть объективным и видящим ситуацию со всех сторон. Поэтому такие призывы желательно сопровождать напоминаниями о возможных последствиях.

Родителям нужно настраивать детей на словесное разрешение конфликтов. Однако есть случаи, когда проблема не исключает и применение силы для защиты своей безопасности и личностного пространства. Поэтому важно научить ребёнка адекватно оценивать ситуацию и выяснять отношения подходящим образом.

  • Елена Алешина
  • Распечатать

Источник: https://shkolabuduschego.ru/psihologiya/stoit-li-uchit-rebyonka-otvechat-na-napadki.html

Шесть правил, которые научат ребенка постоять за себя

Как научить ребенка защищаться в детском саду?

  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • драки

Отправляясь в магазин спортивных товаров, родители вместе с беговелами, велосипедами, роликовыми коньками и прочим спортинвентарем сметают с витрин комплекты защиты спины, колен, запястий и даже шлемы для своих активных детей.

В таких “доспехах” ребенок будет защищен от внешних факторов, которые при занятиях спортом смогут нанести физический вред. А как помочь ребенку научиться защищать свое «я»? «Я-Родитель» выделил правила, которые помогут укрепить в ребенке внутренний стержень и воспитать уверенность в себе.

Кстати, вполне возможно, что наши советы пригодятся и многим взрослым в общении с другими взрослыми.

Правило первое. Не бояться признавать свои ошибки и быть оптимистом!

Представим ужин в детском саду. Ваш ребёнок случайно роняет тарелку, и та вместе с морковной запеканкой летит на кафельный пол и разбивается с дребезгом.

Как отреагирует малыш? Испугается, что воспитатель будет его ругать? Убежит с места происшествия или будет уверять, что это сделал не он? Научите своего ребёнка признавать свои ошибки, не прятаться от ответственности, но при этом не делать из произошедшего трагедии и во всём видеть лучшее! Растите оптимиста. Ведь тарелки бьются на счастье! Никто не порезался – разве это не чудо? К малышу-оптимисту обязательно подтянется другой малыш, который и поделится своей морковной запеканкой. Ведь вместе есть гораздо веселее. И когда ребенок станет старше, умение нести ответственность за свои поступки и оптимизм будут всегда помогать ему отстаивать свое «я» и находить выходы из самых сложных жизненных ситуаций.

Правило второе. Не реагировать на попытки тебя унизить!

Разумеется, от дразнилок, кличек и обзываний еще никому не удавалось сбежать. Другой вопрос – как на них реагировать. Кого-то коверкание собственной фамилии или имени может довести до плача в школьном туалете, а кого-то может заставить улыбнуться.

Научите своего ребёнка игнорировать дразнилки и самому не придумывать кличек другим людям, потому что у каждого есть имя. Нужно просто усвоить эту истину, но не зацикливаться на ней.

Если ребёнок начнёт каждому объяснять с трясущимися губами, что на самом деле «У меня есть имя!!!», это только раззадорит толпу. «Не реагировать или улыбнуться в ответ», – неожиданный, но приятный взгляд доморощенного оптимиста на обзывание.

Вы только представьте, как эта простая философия поможет ребенку в дальнейшем, когда люди будут говорить ему вещи куда более обидные, чем дразнилки в детском саду.

Правило третье. Не показывать страх.

Ребенок возвращается из школы. По дороге встречаются дети постарше и начинают угрожать. Никто не имеет права заставлять человека действовать против его воли, а также угрожать или причинять боль, – вот что обязательно должен усвоить ваш ребенок. Стоит объяснить ему, что себя нужно уметь защищать, правда, не всегда с помощью кулаков.

Нужно уметь найти в себе силы сгладить конфликт и не показать страха, даже если страшно так сильно, что дрожит голос. Держаться и вести уверенный диалог – вот, что самое важное. Ну а если не поможет, и обидчик начнет драку, то ваш ребенок должен уметь защитить себя. Научите его простым приемам самообороны. На всякий случай.

Если он будет знать, что сможет ответить на физический удар, то ему в таких ситуациях будет проще «бить» словами.

Правило четвертое. Уметь говорить «нет».

Сосед по парте просит вашего ребенка донести его портфель, и ребенок соглашается. Маша из параллельного класса постоянно клянчит конфеты, и ваш сын отдает ей все сладости, которые вы положили ему с собой.

Конечно, отзывчивость и доброта – это хорошие качества, друзьям обязательно надо помогать и делиться с ними, но ребенку надо показать разницу между дружбой и манипуляцией. Ребенка надо научить говорить «нет», если он не хочет что-либо делать.

Иначе он, заодно со всеми, или просто по привычке во всем уступать приятелю не сможет сказать «нет», когда ему предложат «давай попробуй сигарету» или «иди, ударь этого мальчика».

Научите малыша тому, что у него всегда есть выбор и не надо бояться отказываться от чего-либо. Нужно быть добрым, но нельзя позволять другим пользоваться этой добротой.

Правило пятое. Не надо бояться просить о помощи.

У вашего ребенка не получается сделать поделку из пластилина, и, устав бороться с неподатливым материалом, он оставляет затею и больше к ней не возвращается.

Просить о помощи взрослых – стыдно, ведь он и сам уже большой, а сверстники могут застыдить, потому что у них все получилось. Научите вашего ребенка не стыдиться того, что он чего-то не умеет, и просить о помощи. Но просить о помощи – не значит переваливать все на других.

Пусть ему покажут, как правильно держать пластилин в ладонях или вылепят одну из деталей, ну а с остальным он уже справится сам. Таким образом, ребенок почувствует, что он тоже может и умеет и не будет комплексовать из-за неудач.

И если сегодня вы научите его правильно просить о помощи в таких мелочах, то завтра это поможет ему справляться с гораздо более сложными жизненными задачами.

Правило шестое. Привить любовь к спорту.

Вернёмся в тот же спортивный магазин, с которого всё началось. Помните о том, что утренняя пробежка вместе с мамой, зимние прогулки на лыжах с папой или серьёзное увлечение плаванием помогут в формировании уверенности в себе. Заражайте ребёнка любовью к спорту. Это хорошо и для вас, и для него.

Спорт развивает терпение и выдержку, мотивирует на достижение цели в соревнованиях и обязательно приведёт к победе. Ребенок, который испытывал вкус побед в спортивных состязаниях, будет побеждать по жизни и уж совершенно точно всегда сможет постоять за себя в трудных ситуациях.

Кроме того, физически сильного ребенка непросто обидеть, унизить или заставить что-то сделать помимо его воли.

Тип темперамента вашего ребенкаДанный тест позволит получить представление о преобладающем типе темперамента вашего ребенка. Ведь разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем проблема.
Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/shest-pravil-kotorye-nauchat-rebenka-postoyat-za-sebya/

Ребенок против обидчиков. Как научить малыша постоять за себя?

Как научить ребенка защищаться в детском саду?

Часто родители детей дошкольного и школьного возраста задумываются, как научить свое чадо постоять за себя. Родителей беспокоит излишнее спокойствие и дружелюбность ребенка: у него могут отбирать его вещи или обзывать и дразнить, но он остается спокойным и позволяет и дальше над собой издеваться.

Почему же ребенок не может дать отпор своим обидчикам? Чем ему помочь? Что можно, а что нельзя делать в этом случае родителям? Эта статья поможет вам разобраться в волнующих вас вопросах.

Нужно ли обучать встречать отпором обидчиков?

Конечно, нужно! Ведь главная задача родителей – воспитать самостоятельного и самодостаточного человека, который будет понимать, что нападение без причин не должно никому сходить с рук. Но это не значит, что нужно учить своего ребенка в конфликтных ситуациях сразу пускать в ход кулаки. В любом случае самоконтроль не помешает.

Нужно не просто научить малыша умению защитить себя, но и достойно выходить неприятностей, не сильно расстраиваться из-за нападок и не принимать их близко к сердцу.

Чего не стоит делать?

Важно учитывать меры предосторожности, ведь ошибки родителей могут привести лишь к усугублению проблемы. Итак, если вы заметили, что вашего ребенка обижают другие дети, нельзя:

  1. Преувеличивать. Подумайте, действительно ли все настолько плохо. Правда ли, что вашего малыша оскорбляют, унижают? Может, вы сами сталкивались с такими проблемами в своем детстве и начинаете бояться и за своего ребенка? Такое случается довольно часто, но поступать так ни в коем случае нельзя.

    Слишком преувеличивая ситуацию, вы неосознанно развиваете в своем чаде гордыню и самолюбие. Малыш начинает во всех видеть какую-то нечестность, хитрость, подвох, из-за любой неосторожной фразы он начинает злиться. Из-за этого у него возникают трудности с общением и ухудшаются отношения с окружающими.

    Нельзя взращивать в ребенке обиду, вместе с ней могут появиться озлобленность, зависть и гневливость, что, согласитесь, ни к чему хорошему его не приведет.

  2. Передавать ребенку свои комплексы. Второй вариант развития событий при преувеличении.

    Если родители постоянно твердят о том, что их ребенка унижают, у него может появиться комплекс неполноценности. Причем причиной может быть какой-нибудь несерьезный пустяк, на который малыш даже не обратил бы особого внимания. Например, ребенку сделали замечание за плохое поведение, а родители говорят, что его оскорбили.

  3. Пугать сложностями в будущем. Это может быть внушение родителями ребенку, что мир жестокий, несправедливый и что в нем можно пробиться только с боем. У ребенка развивается страх, который может перерасти в агрессию. Не нужно со своих позиций внушать ребенку, что в мире нет ничего хорошего.

    Не давайте категоричных оценок (»мир только плохой», » добиться чего-то можно только с трудом»).

  4. Оскорблять ребенка. Иногда бывает так, что если ребенок не умеет за себя постоять, его называют »слюнтяем» или »слабаком». Это встречается нечасто, и в основном такое можно услышать от пап мальчиков.

    Но это приводит к тому, что дети еще больше замыкаются в себе, они стараются меньше вызывать недовольство отца, становятся скрытными и замалчивают свои проблемы и неприятности.

    В конце концов ребенок перестает доверять своим родителям.

    Из-за этого возникает еще больше трудностей, ведь без поддержки и советов старших в трудную минуту детям приходится сложно, особенно если ребенку часто не хватает смелости и решительности.

  5. Копить гнев. Держать в себе обиду и гнев – верный путь к нарушению психики, и уж тем более в раннем возрасте. Научите чадо изливать свои эмоции, выслушайте его, утешьте, дайте хороший совет. Важно, чтобы между вами были теплые и доверительные отношения.

Как постоять за своего малыша, если он сам не способен?

  1. Обеспечить ребенку защиту. В любом случае нельзя бездействовать, обязательно защищайте свое чадо. Тем более, если ребенок маленький и еще не может защитить себя сам.

    Но не допускайте того, чтобы малыш начал пользоваться этим обстоятельством и жаловаться и капризничать не по делу.

    Маленький ребенок не может постоять за себя, этому тоже надо учиться, и ваш долг как родителя защищать своего малыша, пока он сам не научится это делать.

  2. Постараться исключить провокации. Конечно, можно решить проблему переведением малыша в другой садик, но если ситуация снова будет повторяться, присмотритесь к своему ребенку: как он ведет себя с другими детками. Может быть так, что ребенок сам провоцирует других детей.

    Иногда в поведении ребенка встречается такая черта – сам нарывается на конфликт и задирается, а потом плачет и жалуется. В таком случае нужна совсем другая тактика. Таких ребят нужно учить дружелюбному отношению к людям, не завидовать, не злиться, не обижать других деток.

  3. Изъять из травмирующей среды. Если вашу дочку или сына часто обижают в детском садике, поговорите с воспитателями. Они обязаны обеспечить хороший психологический климат в группе, они отвечают не только за физическое, но и за психическое здоровье ребенка.

    Иногда единственным решением является только перевод в новый садик или школу, если не удается решить проблему. Методы решения этой ситуации у дошкольников и школьников немного различаются.

Проблемы в садике

С трех лет детишки начинают общаться со сверстниками. Они только учатся взаимодействовать друг с другом, и поэтому уже с этого возраста нужно объяснять им, как вести себя с другими ребятками. Такие детки еще сами не могут разобраться в возникшем конфликте, поэтому необходим ваш постоянный контроль.

Не отходите далеко от своего малыша во время их совместной игры, а в случае, если почувствуете, что вашему ребенку некомфортно в новом обществе, вмешивайтесь в игру и старайтесь решать возникшие неприятности.

Конфликты в школе

потребность детей младшего школьного возраста – получать одобрение и похвалу от взрослых. В этом возрасте развивается чувство долга и ответственность, ребенок четко различает »что такое хорошо и что такое плохо», в возрасте 6 -7 лет детей легче всего в чем-то убедить.

Почему малыш не умеет давать сдачи?

Может быть несколько причин:

  1. Внушение ребенку, что драться – плохо. У ребенка складывается стереотип, что хорошие дети никогда не ввязываются в драку.
  2. Малыш понимает, что драка – плохой способ решения конфликта.
  3. Нет опыта общения с ровесниками. До садика ребенок общался в основном со взрослыми, он еще не понял, как вести себя с ребятами.

Исправление методов воспитания в семье

Неумение защитить себя может возникать и из-за воспитания.

  • Родители не допускают того, чтобы ребенок видел разрешения конфликтов в семье. Но большинству реакций, в том числе и защитных, дети учатся от взрослых.
  • Очень сильная волевая мама, привыкшая брать все тяготы и трудности на себя, не дает ребенку возможности попробовать самому решить свои проблемы, даже если он способен это сделать.
  • Мама или другая родственница контролирует каждое движение малыша, не давая ему ничего сделать самостоятельно (» Не бегай – упадешь», »Не лазь туда», »Отойди от горки» и. т. д.).
  • Во время формирования самостоятельных умений (как правило в три года) ребенка ограждали от них.

6 золотых правил

  1. Не нужно бояться своих ошибок. Например, ребенок роняет во время обеда в детском саду тарелку, и она разбивается вдребезги. Первая реакция ребенка – страх, что воспитатель будет ругать. Может, малыш просто убежит из комнаты или будет всех уверять, что это не он разбил тарелку.

    Научите свое чадо не прятаться от ответственности, но при этом не переживать из-за случившегося, искать во всем что-то положительное.

    Да, с каждым может произойти такая неприятная история, но это же пустяки, ведь ничего страшного не случилось и никто даже не поранился осколками, но оптимизм и умение нести ответственность еще не раз помогут вашему малышу, когда он вырастет.

  2. Не обращать внимания на обзывание, клички, дразнилки и другие попытки унижения. Разумеется, без них никак не обойтись. Но как на них правильно отвечать? Игнорировать! Любая реакция – не выход из положения. Клички и обидные прозвища всегда придумываются для того, чтобы обратить внимание и вывести из себя. А если не »выводиться» из себя, то обидчикам скоро надоест обзываться. Еще один действенный метод – улыбнуться в ответ на очередной наезд. Это будет настоящей неожиданностью для обидчиков и отобьет всю охоту продолжать дразниться.
  3. Не показывать свой страх. В школе дети постарше могут начать угрожать ребенку и запугивать его. Объясните чаду, что не нужно сразу бросаться на забияк с кулаками. Конфликта можно избежать, для этого может быть достаточно спокойного и уверенного разговора, нужно стараться не показать страха и держаться уверенно даже если от страха начинает трясти.

    Если же эта тактика не действует и обидчик лезет в драку, ребенок должен уметь защищаться. Как школьнику можно научиться постоять за себя? При помощи самообороны. Обучите ребенка простым методам, и, если он будет знать, что может нанести ответный удар, он будет чувствовать себя спокойнее.

  4. Уметь отказывать. Доброта и отзывчивость – замечательные качества, но все хорошо в меру. Безотказность может сыграть с малышом плохую шутку, другие ребята его могут заставить делать все, что захотят, а в случае чего сделать крайним. Объясните ребенку, что у него есть право выбора и он не обязан выполнять все просьбы сверстников.
  5. Не бояться просить о помощи. У вашего ребенка не получается самостоятельно сделать поделку для выставки. Он бросает эту идею и забывает о ней. Ему стыдно просить помощи у старших, ведь сверстники могут смеяться над ним, особенно если у них все получилось. Скажите малышу, что не нужно стесняться просить помощи у взрослых и стыдиться того, что он что-то не умеет. Помогите ему, объясните, как удобнее и правильнее всего все сделать, и у него все получится.
  6. Привить любовь к спорту. Спорт помогает развивать терпение и выносливость, преодолевать трудности станет гораздо легче, а физически сильного ребенка будет очень сложно унизить или принудить к чему-либо.

Как обучить мальчиков и девочек защищаться от нападок сверстников?

В целом и для девочек, и для мальчиков советы будут одинаковы, все они были описаны выше. Но что касается того, как научить сына защищаться, тут лучше больше внимания обратить на занятия спортом, чтобы он в случае чего мог постоять и за девочку.

Не всегда драка – единственный способ защиты. В жизни не всего можно добиться с помощью кулаков. Главное – уметь выходить из конфликтных ситуаций без единого удара, путем спокойных переговоров.

по теме

Предлагаем посмотреть видео о том, как научить ребенка постоять за себя:

Помогла статья? Оцените её (2 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://umnyash.com/detskiy_sad/problemy/kak-nauchit-postoyat-za-sebya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.