Как научить ребенка логически думать?

Содержание

Как научить ребенка думать самостоятельно? Как научить ребенка размышлять

Как научить ребенка логически думать?

Многие родители с детства приучают малыша к послушанию, ругают, если он сделал что-нибудь не так. Если ребенок совершил ошибку, то мама тут же его попрекает: “Вот видишь, а я говорила, что нельзя так делать!” Постепенно ребенок заучивает правила, поставленные перед ним мамой. Но многие так и не понимают, почему нужно поступать так или иначе.

Приходит переломный момент в жизни подросшего чада, когда он решает, что слушаться маму надоело, сделаю-ка я то, что нельзя. В итоге ребенок может попасть в неприятную или опасную ситуацию. Ведь он не научился самому главному – умению самостоятельно размышлять.

Как научить ребенка думать? Бывает, что про эту жизненную необходимость родители задумываются поздно, когда дети уже идут в школу.

Тогда приходит понимание, что логика не работает, любую задачу приходится полчаса растолковывать, на уроки затрачивается огромное количество времени и нервов.

Что же получаем: за домашние задания ребенок получает хорошие отметки благодаря помощи родителей, а на контрольных и у доски совсем не блещет. Проблема остается насущной – как научить ребенка размышлять.

Как правильно воспитывать послушание

С ранних лет родители хотят послушания с важной целью, чтобы ребенок не попал в беду. Ограждая малыша от опасности, никогда не говорите: “Не делать так, потому что надо слушаться маму (папу, бабушку и т. д.)”. Ребенок должен размышлять уже с ранних лет.

Ему нужно не просто сказать “нельзя”, а подробно объяснить причину этого, что может произойти, к чему такой поступок может привести.

Например, объясняя причину, почему нельзя брать спички, нужно вместе с ребенком провести эксперимент – поджечь бумажку или ткань, объяснив, как быстро от огня может загореться одежда или занавеска в комнате.

Никогда не угрожайте за непослушание наказанием.

Если ребенок попал в неприятную ситуацию или собирается совершить нечто опасное, то скажите: “Так делать нельзя! Ты же понимаешь, к чему это может привести!” При этом учим детей делать выводы.

Ребенок начинает самостоятельно размышлять, вспоминает ваши прежние объяснения и понимает, что может случиться. После этого малыш сам откажется проказничать, зная, чем обернется его проделка.

Никогда не пугайте ребенка, придумывая разные страхи, типа: “Не ходи туда, там бабайка или Баба-яга”. Ребенок вырастет трусливым и неуверенным в себе.

Право на ошибку

Малыш с самого рождения начинает познавать окружающую действительность, исследуя все вокруг. Начинается все с тактильных ощущений. Ребенок понимает, что лимон кислый, если попробует его на вкус, а что утюг горячий при случайном прикосновении. Весь детский опыт полученных ощущений фиксируется памятью в мозгу. Ребенок при столкновении с похожими предметами учится анализировать, обобщать.

Только благодаря личному опыту малыш быстрее понимает суть вещей и результат своих поступков. Уже с двухлетнего возраста у ребенка возникают первые ассоциации. Постепенно развивается интеллект и происходит развитие логического мышления.

Как научить ребенка думать? Родителям не стоит постоянно одергивать ребенка, оберегая его от ошибок.

Если вы видите, что опасности жизни малыша нет, то разрешите ему ошибиться, что-то недорогое сломать, увидеть, что от плохих слов на него могут обидеться и не играть с ним, если он не выучит уроки, то с опытом поймет, что за этим обязательно последует двойка в дневнике и т. д. Ведь все, даже взрослые люди, учатся только на своих ошибках, а не на чужих.

Виды мышления ребенка

В раннем возрасте у ребенка наглядно-действенное мышление, то есть он видит предмет и обследует его органами чувств – дотрагивается руками, берет в рот, смотрит глазами, слышит издаваемые предметом звуки и т. д.

С опытом приходит следующий вид мышления, психологи называют его наглядно-образным. Здесь уже ребенок, имеющий опыт освоения окружающего мира, только увидев предмет, представляет в голове его образ, понимает, что он может делать, как его использовать.

Действует по аналогии исследованных ранее предметов. Например, увидев свечку, малыш не будет ее трогать руками, зная, что огонь причинит боль, вырастет на пальчике болезненный пузырь, заживающий длительное время.

Если мама купила новую игрушку, ребенок уже понимает, как с ней можно играть.

Есть еще один вид мышления, который доступен детям старшего дошкольного возраста. Это логическое мышление.

Ребенок понимает словесное описание предмета, может решать простые загадки на логику для детей, манипулирует предметами по их назначению, в состоянии выполнить практические задания по объяснению родителей или воспитателя в детском саду. Развивается данный тип мышления постепенно всю оставшуюся жизнь.

Это самый сложный вид, дающий возможность ребенку решать житейские и учебные задачи, используя отвлеченные понятия. Именно данному типу мышления свойственны умения обобщать, анализировать, логически рассуждать, делать выводы, сравнивать и устанавливать закономерности.

Логическое мышление не приходит само собой, не стоит, сидя у телевизора, ожидать, что оно появится у ребенка с возрастом. Перед родителями и учителями стоит задача, как научить ребенка думать. Предстоит ежедневная работа, заключающаяся в познавательных беседах, чтении книг и различных упражнениях.

Важность практических упражнений

Развитие логического мышления, умения думать и размышлять приходит постепенно, с упражнениями и тренировками мозговой деятельности. Это поможет ускорить процесс и ребенку в обучении в школе будет намного легче.

В дошкольных учреждениях на занятиях используют задания на карточках или словесные, во время игровой деятельности в коллективе. Но в саду дети учатся и приспосабливаться.

Например, воспитатель дает задание, наиболее развитые дети на него отвечают, а большая часть остальных ему поддакивает, при этом самостоятельно не думая. Такое явление можно встретить и в школе, когда на контрольной отстающие ученики списывают решение задачи у отличника или даже у такого же ученика, как и он сам.

Главное, что дети, не привыкшие думать, вырастают несамостоятельными и безынициативными, во взрослой жизни это им откликнется обязательно.

Родители даже тех малышей, которые посещают садик, не должны думать, что он приобретет все необходимое для учебы в школе, нужно дома работать с малышом индивидуально, используя уже известные упражнения. Сейчас в продаже имеется много пособий на развитие логики, мышления, воображения. Покупайте все, что увидите, работайте с детьми, давая возможность самостоятельно найти решение данной задачи.

Сейчас предложим вашему вниманию несколько вариантов упражнений, поясним, о чем разговаривать с ребенком на прогулке и в повседневной жизни, в транспорте и просто по дороге домой из детского сада.

Упражнения на умение обобщать

  • “Назови одним словом”. Ребенку называют несколько предметов из одной группы, например: картошка, свекла, морковка, огурец или трактор, автобус, троллейбус, поезд. Малыш должен понять схожесть предметов и дать ответ: овощи или транспорт.
  • “Варим компот или суп”. Ребенок называет составляющие, которые имеются в первом блюде или в компоте, понимая, что фрукты в суп не бросают.
  • “Разложи по полочкам”. Здесь нужно дать ребенку картинки, например птиц, животных, рыб и насекомых. Ребенок должен понять, к какому виду относится данная картинка, и сгруппировать их вместе по видам.

Задания на логику

  • “Найди, чего не хватает”. Дается карточка, расчерченная на клетки. В каждом ряду предметы схожи, но имеют некоторые отличия. В последней пустой клеточке ребенок должен нарисовать недостающий предмет, имеющий отличие от других как в горизонтальном, так и в вертикальном ряду.
  • Найди правильный ответ на рисунке ниже.
  • “Экологические цепочки”. Здесь учим думать детей, какая связь между названными понятиями. Например: листочек – гусеница – воробей, пшеница – хомяк – лисичка, цветок – пчела – оладьи с медом. Придумывать можно на ходу, играя на прогулке или в транспорте.
  • Подумай и составь предложение по рисунку.

Загадки на логику для детей

Самостоятельно развивать логическое мышление ребенок не может. Ему необходимо помогать. Как научить ребенка думать самостоятельно? Загадайте им логические задачи:

  • На дереве сидит птичка. Что нужно сделать, чтобы спилить дерево, при этом не побеспокоив птицу. Ответ: подождать, пока она улетит и спилить дерево.
  • У мамы сын Сережа, собака Бобик, кошка Мурка и 5 котят. Сколько детей у мамы?
  • Какое предложение верное: “Не вижу белого желтка или не вижу белый желток”. Ответ: желток желтый.
  • “Меня зовут Дима. У моей мамы один сын. Как зовут сына моей мамы?”

Заключение

Теперь вы знаете, как научить ребенка думать, главное – захотеть уделить внимание своему ребенку, разговаривать с ним как с равным членом семьи, уважать его личность. Результат не заставит долго ждать, все труды будут вознаграждены отличными оценками в школе.

Источник: https://FB.ru/article/403647/kak-nauchit-rebenka-dumat-samostoyatelno-kak-nauchit-rebenka-razmyishlyat

Как развить логику и мышление дома. 7 проверенных способов для детей 5-12 лет

Как научить ребенка логически думать?

Кадр из мультфильма «Гадкий я»

Ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи. Образовательная платформа ЛогикЛайк рассказывает про интересные рабочие варианты тренировки логики у дошкольников и младших школьников.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Специалисты рекомендуют чередовать типы игр, чтобы тренировать различные виды мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, абстрактно-логическое и словесно-логическое, пространственное, нестандартное.

1. Устные игры

Игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.

  • Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
  • Придумывайте новые концовки для известных сказок.
  • Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу
  • Играйте в «данетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
  • Играйте в «верю — не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребёнка — ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько — это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.

Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.

Вот несколько идей для активностей этого типа:

  • предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
  • решайте головоломки со спичками — «убери одну спичку, чтобы получилась другая фигура»;
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.

3. Настольные игры

Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.

  • Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
  • Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
  • С помощью домино и тримино изучайте счёт, сложение и вычитание.

4. Конструирование

Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.

Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.

Это отличный способ потренировать нешаблонное мышление и логику вместе с детьми. Самый понятный всем вид головоломок — устные, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.

Можно найти и авторские сборники головоломок, например, от писателя Льюиса Кэрролла.

Чтобы прокачать воображение и пространственное восприятие ребёнка, используйте головоломки в виде геометрических фигур (кубик Рубика, Танграм, Пентамино).

6. Шахматные задачи

Хорошая подборка задач на шахматном поле познакомит ребёнка с шахматными фигурами, основными правилами игры и координатной плоскостью. Можно самостоятельно придумывать задания на шахматной доске или распечатывать готовые из интернета. Современным детям может больше понравиться интерактивный формат.

Поставь мат чёрному Королю в один ход:

Например, на нашей платформе более 100 шахматных задач для начинающих, от простого к сложному.

7. Логические задачи

Пожалуй, решение логических задач — самый действенный способ развития логики и мышления. Книги и пособия с заданиями удобно брать в дорогу. Но их частый недостаток — отсутствие системности, ясной подачи теории и комментариев к решению.

Развивать и тренировать логику и мышление можно и нужно разными способами. Основная задача родителя — находить и предлагать ребёнку хорошие игры, образовательные сайты или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении. Например, можно заниматься на онлайн-платформе Logic.com:

Занимательная логика и математика для развития мышления у детей 5-12 лет

А также «Фигуры, развертки и отражения», «Истина и ложь», «Задачи на движение» и другое. На сайте более 3000 заданий, 15+ тематических категорий, 3 уровня сложности.

ЛогикЛайк в помощь — занимайтесь с удовольствием и развивайтесь!

Источник: https://mel.fm/blog/logiclike-logiclike/62309-kak-razvit-logiku-i-myshleniye-doma-7-proverennykh-sposobov-dlya-detey-5-12-let

Как научить ребенка думать, размышлять и анализировать

Как научить ребенка логически думать?

Оскар Бренифье, доктор философии, автор нескольких десятков книг для детей и родителей, официальный эксперт ЮНЕСКО, произвел революцию в детском воспитании и образовании, ведь он начал учить родителей не просто давать детям готовые ответы на любые, даже самые сложные и философские вопросы, а с малых лет развивать в них способность самим думать, анализировать, размышлять и находить ответы на все свои вопросы самостоятельно.

Заповедь 1: Упражняйтесь в терпении

В любой стране мира нетерпение родителей – главное препятствие к тому, чтобы дети думали. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился мыслить, вам нужно сперва поработать над собой, и самое важное упражнение для вас – упражнение в терпении.

Одна мама рассказала мне о своей проблеме. Ее ребенок ест медленно. Я спросил: где тут проблема? Она ответила, что ей нужно убирать, делать другие дела, а ребенок ее задерживает.

Я сказал: это ваша проблема, не нужно путать ее с проблемой ребенка. Почему бы не дать ему есть медленно? Для мамы это было странно.

Ведь в таком случае она не сможет контролировать ситуацию, а в отношениях с ребенком она хочет определять ритм действий».

Когда вы задаете ребенку вопрос, он может ответить на него не сразу, сказать «не знаю». Если вы нетерпеливы, вы будете говорить за ребенка (особенно если вы считаете, что все знаете).

На одной выставке ко мне подошла девочка. Я спросил ее, как ее зовут. Ее мама, которая стояла рядом, ответила за нее: «Маша». Я спросил маму, почему она отвечает за ребенка. На что мама сказала мне: «Она стесняется».

Эта мама была нетерпелива и она считала, что она все знает (она знает, как зовут ее дочь и что та стесняется). Все, зачем ждать 30 секунд, просто чтобы посмотреть, что будет – что скажет или сделает ее дочь? Но говорить с мамой об этом было невозможно.

Она элементарно не может создать пространство, где ребенок будет другиме.

Заповедь 2: Будьте невежественны, задавая ребенку вопросы

Это я узнал у своего учителя – Сократа. Он говорил, что когда ты ищешь истину, нужно быть невежественным. Секрет в том, что когда вы задаете ребенку вопросы (а вопрошание – это ключ к тому, чтобы заставить детей думать), нужно не знать ответы на них, даже если вы эти ответы знаете. Иначе вы будете требовать от ребенка, чтобы он сказал то, что вы считаете правильным.

Пример. Если вы спрашиваете ребенка, сколько будет два плюс два и хотите в ответ услышать только четыре, это проверка знаний, но не вопрошание, не мышление.

Спросите ребенка: «Сколько будет два плюс два?» Когда он ответит (вне зависимости от правильности ответа), спросите, как он пришел к этому выводу. Может, это будет интересней, чем ответ «4».

Проверить, выучил ли ребенок урок, и проверить, думает ли он – разные вещи.

Пример. Если ваш сын бьет свою сестру, вы можете сделать две вещи. Первое – учить его моральным ценностям: ей больно, нельзя бить сестру и т.д. (у родителей есть функция передачи моральных ценностей). Но есть и другой способ, как работать с конфликтом двоих детей – обнаружить, почему это происходит.

Спросите сына: «почему ты побил сестру?» Допустим, он ответил, что она его беспокоит. «Что это значит? Конкретней: что она сделала?» – спросите вы. «Я хотел забрать у нее какие-то вещи», – сказал мальчик. «Если сестра не делает то, что ты хочешь, она тебя беспокоит.

Может, есть что-то более законное?» – задайте ребенку такой вопрос. Идея в том, чтобы вы исследовали ситуацию, проблему, задавали ребенку вопросы, обсуждали. Если в споре участвуют двое детей, и вы начали выяснять у одного из них, что происходит, второй может начать перебивать.

«Подожди, давай послушаем его, попробуем понять, что он говорит, — обратитесь к тому, кто перебивает. – У каждого из нас будет шанс сказать, и мы вместе попробуем понять, что произошло».

Но если вы чувствуете, что вы не в правильном настроении, вы устали от того, что дети спорят, если чувствуете, что не можете уделить время на дискуссию прямо сейчас, ничего не делайте. Просто разведите детей в разные стороны и скажите, что разберетесь с этим позже.

Заповедь 3: Все родители плохие и несовершенные

Все мамы и папы плохие и несовершенные. Они говорят соседям и друзьям, что их дети прекрасные. Это их обязательство, но на самом деле родители часто разочарованы, они не знают, как говорить с детьми, но в глазах других людей они хотят выглядеть идеальными.

Проблема – это не преступление, не грех, это просто реальность. Мы люди, дети — люди. Когда есть люди, есть проблемы, так как мы сложные существа. Поэтому родители всегда недовольны, они хотят того, чего нет, они думают о совершенстве и хотят быть лучше, быть номер один.

Уберите перфекционизм! Это упрощает жизнь.

Заповедь 4: Не давите на детей своими ожиданиями

Большая проблема родителей – иметь ожидания относительно ребенка. Мы оказываем давление на детей, чтобы они достигли того, что мы ожидаем. Хорошо иметь моральные ценности и передавать их ребенку, но когда это становится одержимостью, вы делаете жизнь ребенка несчастной, и тогда это уже не имеет смысла. Хотеть чего-то – это не проблема. Проблема в одержимости, это буддийская философия.

Пример. Есть такая проблема: родители хотят, чтобы их ребенок был лучшим в классе. Но в классе 30 детей, и от каждого ребенка его родители хотят, чтобы он был лучшим. Тут небольшая логическая проблема: не каждый ребенок может быть лучшим.

Кто-то должен принять, что его ребенок будет вторым или даже номер 30. Родители могут принять, что они будут номер 30, но не их ребенок. Потом такие родители приходят ко мне с вопросом: «Я не понимаю ребенка, он злится на меня».

Я начинаю исследовать ситуацию, и нахожу, что родитель не может принять, что его ребенок не лучший. Но некоторым детям не нравится школа, некоторые – плохо учатся. У мамы есть рецепт: все, что ему (ребенку) нужно – больше работать.

Ребенок воспитывается таким, что он неспособен принять неудачу. Потом мы имеем много подростков, которые кончают жизнь самоубийством из-за неудачных экзаменов.

Ко мне обратилась мама, чей ребенок не одарен в математике. Она видела в этом проблему. Я сказал: «Предположим, ваш ребенок плохо играет в хоккей.

Вы бы навязывали ему, что он должен заниматься больше, чтобы стать чемпионом по хоккею?» Она ответила: «Нет, это не имеет смысла». «Если это не имеет смысла в хоккее, почему вы не принимаете это в отношении школы? – спросил я. – Ваш ребенок такой, какой есть.

Школа это не конец света, хоть она и важна. Есть много людей, которые ведут прекрасную жизнь, но не являются чемпионами в школе».

Пример. Некоторые родители говорят: «Я просто хочу, чтобы мой ребенок был счастлив». Скорее всего, вы не очень счастливы и надеетесь, что ребенок сделает то, чего нет у вас. Родители не могут позволить себе, чтобы их ребенок был несчастлив. Тогда они не могут спокойно реагировать на плач ребенка.

Они начинают устраивать цирк, бегут к ребенку, обнимают его. Проблема опять в компульсивном аспекте (одержимости). Ребенок упал, плачет. Может, он плачет, потому что был удивлен неожиданностью падения.

Спросите его: «Тебе больно? Ты поранил что-то?» Вдруг он сразу перестанет плакать? Но если вы сразу схватите его, он начнет плакать сильнее, и в следующий раз он может использовать это.

Заповедь 5: Помните, что ребенок не игрушка

У родителей есть тенденция забывать о мышлении и просто следовать чувствам.

На одной книжной выставке, пока я говорил с девочкой, ее мама стояла сзади и играла с ее волосами. Когда мы с девочкой пытались что-то обсудить, мама целовала ее, обнимала. «Как она может думать? – спросил я у матери. – Она не может сконцентрироваться. Вы очень хорошая мама, но ребенок не игрушка».

Источник: https://womo.ua/kak-nauchit-rebenka-dumat-razmyishlyat-i-analizirovat/

Как научить ребёнка думать: игры и упражнения для развития логики и смекалки

Как научить ребенка логически думать?

Каким человеком вы хотите воспитать своего малыша? Добрым, справедливым, щедрым, уверенным в себе… Наверняка список получится объёмистым. Несомненно, в нём будут пункты про сообразительность, смекалку, интеллект.

Действительно, воспитание умного, способного мыслить и делать верные выводы человека — одна из первостепенных задач родительства. Но как научить ребёнка думать? В этом вам помогут описанные нами полезные упражнения и увлекательные игры.

Учимся подбирать задания для развития логического мышления

Составить план эффективных развивающих занятий в домашних условиях не сложно, если разбить основные задания на группы и набросать для себя шпаргалку, какие игры можно придумать для каждой из этих групп.

Учитывайте, что предлагаемые вами упражнения развивают ребёнка комплексно. Сделав акцент на формировании логического мышления, вы неизбежно тренируете память, внимание и усидчивость, способствуете становлению грамматического и лексического строя речи.

Сортировка

Используя багаж знаний о свойствах объектов, ребёнок должен научиться сортировать предметы и явления по заданным критериям.

Игры этого блока помогают изучать цвета, знакомить дошкольника с фигурами и формами, обогащать его сенсорный опыт. Они будут полезны и при изучении темы «Антонимы», ведь при сортировке предметов нужно противопоставлять их свойства: маленькие/большие, холодные/горячие, сухие/мокрые.

Примеры заданий:

  • «Используя цветные шнурки и цветные бусины, создай одноцветные бусы».
  • «Разложи макароны по тарелочкам: круглые в синюю, а те, что в виде ракушек, — в красную».
  • «Если я называю большой предмет — хлопни в ладошки, если маленький — топни ножками».

Предметная классификация

Способность классифицировать предметы по группам и верно называть для каждой группы обобщающие слова — один из значимых показателей уровня интеллектуального развития дошкольника. В отличие от сортировки по внешним признакам, классификация предметов по назначению является задачей более сложной, требующей достаточного запаса знаний об окружающем мире.

Работая с предметными картинками для развития навыков классификации, вы будете тренировать внимание и память карапуза, развивать его нестандартное и критическое мышление.

Примеры заданий:

  • «Обведи на картинке всю одежду».
  • «Разложи карточки в три группы: посуда, мебель, бытовая техника».
  • «Найди в группе предметов лишний».

Порядок действий

Задания из серии «что сначала, что потом» заставляют детский мозг работать быстро и эффективно. Составлять из разрозненных фрагментов общую картину развития событий, находить причинно-следственные связи, осознавать последствия своих действий — необходимые качества мыслящего человека.

Используя сюжетные картинки и словесные описания, побуждайте ребёнка давать развёрнутые объяснения. Учите его не просто мыслить, но грамотно облачать свои мысли в связную речь.

Примеры заданий:

  • «Составь распорядок своего дня».
  • «Расставь картинки по порядку».
  • «Назови причину по следствию (почему лопнул шарик, погасла свечка, намокли ботинки и т. д.)».

«Что снаружи, что внутри»

Называйте любой объект (холодильник, машина, дом), а малыш должен назвать, что может быть внутри него, а что снаружи.

 «Сыщик»

Приготовьте большую картинку с множеством деталей. Обсудите, что на ней изображено. А теперь выберите какой-то предмет, и пусть малыш, задавая наводящие вопросы, выяснит, что вы загадали.

«Стилист для Маши»

Зайчик пригласил куклу Машу на день рождения. Помоги выбрать для неё наряд. Можно называть и описывать одежду словами, а можно подготовить подходящие картинки.

  • «Нужно надевать в гости резиновые сапоги? А когда они будут нужны?»
  • «Рабочий комбинезон — подходящая одежда для праздника?»
  • «Какую ленточку выберем к красному платью в белый горошек?»

Моделируйте разные ситуации, и пусть для каждой малыш подберёт подходящий наряд и аксессуары:

  • Маша идёт кататься на санках;
  • Маша отправилась в отпуск на море;
  • Маша помогает маме готовить ужин.

Игры с мячом

Благодаря мячу игровые упражнения на развитие логики приобретают динамичность. Игровая ситуация вынуждает ребёнка соображать быстрее, разделяя внимание между мыслительными процессами и физической активностью. Так тренируется сообразительность и смекалка.

Правила можно придумывать самые разнообразные:

  1. Вы называете любое свойство предмета (цвет, размер, форма, вкус и пр.) и кидаете мяч. Ребёнок ловит мяч, называет предмет, к которому подходит это свойство, и возвращает мячик вам.
  2. Перед началом игры вы объявляете тему: «Месяца», «Имена», «Домашние животные» и т. д. Если вы называете слово из заданной лексической темы, малыш должен поймать мяч, если слово не подходит — мячик надо отбросить.
  3. Вы говорите слово, ребёнок должен подобрать противоположное по смыслу.
  4. Вы называете слово, ребёнок — свою ассоциацию к нему. Продолжать цепочку, пока игра не утомит.
  5. Вы говорите простой арифметический пример и кидаете мячик. Ребёнок называет ответ и возвращает мяч. Вы говорите, сколько прибавить или отнять от предыдущего числа. Продолжаете, пока будет интересно.

Графические задания для развития логики

Графические упражнения для развития логики очень нравятся малышам. Помимо своей основной задачи (тренировки мышления), такие задания помогают подготовить детскую руку к письму: правильно удерживать ручку, контролировать силу нажатия, проводить аккуратные ровные линии.

Примеры заданий:

  • «Обведи похожие предметы».
  • «Зачеркни лишнее».
  • «Соедини пары».
  • «Продолжи последовательность по образцу».
  • «Дорисуй, что забыл художник».
  • «Найди выход из лабиринта».

Вы можете рисовать картинки для таких заданий самостоятельно, скачивать их из интернета или приобрести в магазине специальные пособия для развития логики у детей дошкольного возраста.

Предложите ребёнку соединить животное с правильным силуэтом:

Указать, кто где живёт:

Или кто чей малыш:

Учим ребёнка мыслить: что важно

  1. Чтобы научить ребёнка думать, постоянно стимулируйте его мышление разнообразными играми и упражнениями.
  2. Составьте для себя шпаргалку с заданиями для развития логического мышления и подглядывайте в неё, составляя план развивающих занятий.

  3. Вы можете использовать для развития логики речевые игры, но если добавить к ним мячик, то занятие получится более эффективным.
  4. Побуждайте ребёнка искать ответы самостоятельно. Побуждайте малыша задумываться, почему происходит так, а не иначе.

    Пусть он ищет причины и пытается добраться до самой сути явлений.

  5. Позаботьтесь о копилке заготовок для графических упражнений на развитие логики. Распечатанные листочки в специальной папке станут вашей палочкой-выручалочкой, когда надо быстро придумать карапузу увлекательное и полезное занятие.

Умные дети — счастливые родители. Пусть родительство ваше будет счастливым!

До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Источник: http://nii-evrika.ru/kak-nauchit-rebyonka-dumat-igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-logiki-i-smekalki/

Научите ребёнка сомневаться: почему так важно тренировать критическое мышление

Как научить ребенка логически думать?

Детство — короткий, но очень значимый период в жизни человека. Именно в детстве мы познаём мир, учимся с ним взаимодействовать, обнаруживаем и развиваем свои способности.

Очень важно с первых лет жизни учить ребёнка мыслить критически, то есть формировать собственное мнение, и принимать взвешенные решения на основе полученной информации.

Что для этого нужно делать, расскажет психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Что такое мышление и каким оно бывает

Такой психический познавательный процесс, как мышление, проходит несколько ступеней развития. Наглядно-действенное мышление формируется в промежутке от года до трёх лет.

В этот период ребёнок, разбирая и собирая предметы, ощупывая их, ломая, пробуя на вкус, изучая цвет и запах, получает информацию об окружающем мире. С четырёх до семи лет — время наглядно-образного мышления, когда ребёнок воспроизводит образы в памяти.

С семи лет складывается словесно-логическое мышление: в это время маленький человек учится мыслить такими абстрактными категориями и понятиями, как счастье, красота и так далее.

Особый вид мышления, фундамент которого нужно закладывать как можно раньше, ещё в дошкольный период, — критическое.

Это способность выносить суждения о том, насколько идея или действие соответствуют здравому смыслу или реальности, умение ставить под сомнение поступающую информацию, убеждения.

Это сложный мыслительный процесс, который включает в себя получение ребёнком информации, обдуманное решение и формирование собственного отношения.

Иначе говоря, критически мыслящий ребёнок всегда сможет объяснить, почему он согласен или не согласен с мнением собеседника, учитывая его логику. Он способен видеть многообразие жизни и окружающего мира, неоднозначность ответов, свободен от условностей.

Любой из этих видов мышления важно развивать, и делать это можно с помощью игр, упражнений и повседневного общения.

Что нужно для овладения критическим мышлением

Чтобы научиться мыслить критически, нужно хорошо владеть самыми разными навыками.

Сбор информации

Важно научить ребёнка искать и собирать данные из разных источников, понимать, где можно найти ответ на вопрос: спросить у взрослого, посмотреть в энциклопедии или в интернете.

Оценка фактов

Мало получить данные, нужно ещё и объективно их оценить, то есть проверить подлинность выдвинутых гипотез, мнений, точек зрения.

Формулирование выводов

Полученная информация должна быть обработана, и результатом этого будут выводы: «Оказывается, в мире целых пять океанов», «Пока я не прочитал об этом в энциклопедии, я и не знал, что озеро Байкал — самое глубокое и крупное в мире».

Формирование собственного мнения

Проведя всю эту сложную мыслительную работу, ребёнок формирует собственное отношение к тому, что он узнал: «Сначала я думал, что мама просит меня надевать шапку зимой просто потому, что ей так хочется. Теперь, когда я знаю, что зимой без шапки можно обморозить уши и ослабить иммунитет, я понимаю, что мама заботится о моём здоровье. Я всегда буду надевать шапку, когда на улице холодно».

Задавайте вопросы

Нужно чутко прислушиваться к тому, что говорит ребёнок и к каким выводам он приходит даже в мелочах.

Для развития его критического мышления полезно задавать вопросы с такими формулировками: «Почему ты не согласен?», «Как ты думаешь?», «Почему ты так считаешь?», «Почему ты так решил?».

Пусть ваши вопросы вызывают у ребёнка желание подумать, поразмышлять, обсудить, высказаться, ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы и доводы в защиту своего мнения и делать выводы.

Учите ребёнка рассуждать вслух

Наблюдайте вместе за природой: это очень логичная система, глядя на которую, ребёнок учится устанавливать причинно-следственные связи. Например: «Почему на асфальте лужи? — Потому что прошёл дождь», «Почему на лужах лёд? — Потому что температура понизилась, а вода стала льдом уже при нуле градусов».

Очень важно, чтобы ребёнок понимал, какими могут быть даже отсроченные последствия его поступков. Например, он хочет съесть сразу две порции мороженого. Предложите ему порассуждать логически: «Если мы съедим всё мороженое сразу, может заболеть горло. Если горло заболит, мы не сможем поехать в гости. Есть ли смысл воздержаться и съесть порцию меньше желаемой?»

Стимулируйте познавательный интерес

В период с трёх до пяти лет дети — маленькие почемучки: они задают очень много вопросов. Важно, с одной стороны, поощрять их стремление найти ответ на вопрос.

С другой стороны, нужно учитывать принцип золотой середины: не загрузить ребёнка знаниями и сложными понятиями, не отбить желание интересоваться, а замотивировать его на самостоятельный поиск ответа.

Тем самым мы закладываем основу для формирования критического мышления. Само по себе это умение не разовьётся.

«Принцип 3D»

Чтобы составить максимально объективное мнение о чём-то, нужно собрать как можно больше информации. Для этого нужно задавать вопросы и понимать мотивы других людей.

Полезно объяснять ребёнку, почему другие люди поступают так или иначе, чтобы он видел проблему во всех измерениях: «Когда ты ждал друга на остановке, а он не пришёл, тебе было обидно. Настолько, что ты отказался слушать его объяснения.

Но только узнав и выслушав, по какой причине друг не пришёл на встречу, ты можешь сделать заключение и выводы, и впредь таких недоразумений не будет».

Не будьте всезнайкой

Не бойтесь признавать, что вы не всезнающи и прямо сейчас у вас нет ответа: «Я не знаю. Давай поищем ответ вместе?», «Не могу сейчас ответить, спроси меня чуть попозже, а я пока подумаю».

Такой подход может быть несколько затруднительным для тех, кто воспитывался в консервативных семьях, где было принято принимать мнение старших за истину. В этом случае родителям следует воспринимать любопытство ребёнка как возможность научиться вместе с ним видеть мир во всем многообразии, стать ближе друг к другу, познать себя.

Играйте

Игры, предложенные ниже, не требуют никакой подготовки или специального инвентаря. Вы можете играть, когда сидите в приёмной у врача, пережидаете дома дождливый день или идёте вместе в магазин.

«Анализируй это»: предложите ребёнку найти сходства и отличия предметов и явлений. Это учит и обобщать, видя главное, и обращать внимание на мелочи.

«Чем похожи»: пусть ребёнок порассуждает, что общего у апельсина и мяча, кошки и собаки, книги и телевизора.

«Четвёртый лишний»: из ряда понятий убрать одно и пояснить свой выбор. Например: в ряду «собака, волк, свинья, корова» лишний волк, потому что он — дикое животное, а все остальные — домашние.

«Борщ и компот»: перед малышом разложены овощи и фрукты. Нужно положить в одну кастрюлю овощи для борща, в другую — фрукты для компота.

«Найди половинку»: разрежьте пополам несколько картинок из журнала или открыток, предложите найти каждой половинке недостающую часть.

«Продолжи ряд»: вы называете несколько предметов, объединённых общим признаком, и предлагаете ребёнку продолжить, не называя это свойство. Например: «Троллейбус, велосипед, машина… — Поезд!».

Благодаря этим играм ребёнок приобретает и развивает важные навыки: наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, заключениям, а также способность давать оценки явлениям.

Воспользуйтесь советами экспертов

Мне очень нравятся книги французского писателя и философа Оскара Бренифье, например «Что такое знание?», «Что такое добро и зло?». Они не дают однозначных ответов на вопросы, но учат ребёнка самостоятельно рассуждать, сомневаться и формировать свою точку зрения.

Критическое мышление — бесценный навык, очень важный для жизни. Помогите своему ребёнку развивать его, поддерживайте любознательность и стремление детей искать ответы на возникающие вопросы.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/10131

Как научить ребенка 5 лет логически мыслить

Как научить ребенка логически думать?

Ребенок в 5 летКак научить ребенка 5 лет логически мыслить

Часто родители вспоминают о развитии логики ребенка тогда, когда «малыш» уже перешел в 8-9 класс и столкнулся со стереометрическими задачами. До этого печального этапа многие родители не задумываются над этой проблемой. Что развивать, когда читать, считать и писать умеет, а большего вроде бы и не нужно.

Еще как нужно!

Развитие логики начинается с того момента, как ребенок стал задавать свои первые вопросы, с помощью которых он познает этот огромный мир. Если в этот момент отмахнуться от ребенка, от его порою надоедливых вопросов, то в жизни ему придется очень трудно. А первые трудности возникнут уже в начальной школе. Как же научить ребенка логически мыслить, как научить ребенка учиться?

Существует 5 способов формирования логики мышления малыша.

1.Отвечайте на все вопросы, которые задает ваш сын или дочь. Трехлетние дети часто забывают то, что вы им ответили, поэтому готовьтесь отвечать на один и тот же вопрос многократно. Не выходите из себя, не нервничайте, будьте терпеливы, как мудрый учитель. Не кричите и не отказывайте ребенку в ответе. Только так малыш сможет создать свою, уникальную картину мира.

2. Учите ребенка сравнивать, обобщать, исключать. Покажите несколько подобных предметов – больших и маленьких. Пусть трехлетний малыш сравнит, где большой предмет, а где маленький, пусть отметит, что мячик круглый, а кубик – квадратный. Положите несколько игрушек в коробок. Пусть ребенок, не вытягивая игрушки, взяв ее в руки, назовет, что это за игрушка, и какой она формы.

3. Учите ребенка считать с 2,5 лет. Считайте все, что попадется под руку: игрушки, ложки, тарелки, друзей по двору. Учитесь искать «соседей числа». Например, у числа «5» соседи  – «4» и «3». Учитесь считать вперед и назад. Помогите ребенку складывать число с единицей. Так малышу будет легче разобраться в мире цифр.

4. Купите книгу задач и упражнений для развития логики. Дети очень любят яркие картинки, ребусы, задачки. Поиграйте вместе с ребенком по этой книге. Делайте это регулярно, чтобы малыш запоминал основные решения и мог самостоятельно повторить уже обдуманные ранее решения.

5. Общайтесь с ребенком, задавайте загадки и ребусы. Решайте с вашим сыном или дочерью детские кроссворды или чайнворды. А еще научите малыша играть в настольные игры, шахматы, например. Во время игры ребенок будет решать задачки, обдумывая ходы. Только таким образом можно развить логику ребенка без ущерба для его будущих свершений.  

www.polezno.com

❶ Как научить ребенка размышлять

Мышление у ребенка формируется окончательно в позднем подростковом возрасте. В это время у подростка появляются зрелые мысли о себе. Ребенок задумывается о своем поведении, смысле жизни. А вот маленькие дети размышлять еще не умеют. Задача родителей – научить малыша думать.

Инструкция

Благоприятное время для развития мышления у ребенка наступает после года. В это время малыш постигает окружающий мир во всех его проявлениях и закономерностях. Он открывает для себя качества и свойства предметов, изучает и запоминает их, чтобы потом использовать. Из такого субъективного опыта развивается дальнейшее мышление, память и восприятие. Чтобы помочь ребенку, предлагайте ему простые, но интересные игры. В раннем возрасте малышу необходимы различные сортеры, шнуровки, игры с парными картинками. Подобные задания заставят ребенка хорошенько подумать, развивая у него предметно-логическое мышление. После двух лет определенные знания об окружающем мире, опыт, который уже появился, а также способность делать выводы помогут малышу решать все более сложные задачи. Предлагайте ему конструкторы, мозаики и пазлы с крупными деталями. Во время игры беседуйте с крохой, интересуйтесь, что он собирает, задавайте наводящие вопросы. Конечно, многословных высказываний вы не услышите, но этот прием поможет пробудить воображение и логическое мышление у ребенка. Очень интересны игры-бродилки. Они учат малыша ориентироваться в пространстве, делать выводы, принимать важные решения и рассуждать. Взрослый человек может направить свои мысли в нужное русло, а маленькие дети думать целенаправленно не умеют. Способность управлять процессом мышления формируется полностью примерно к десяти годам. Важно научить ребенка думать не только над поставленной задачей, но и просто так, в повседневной жизни, для удовольствия. Тогда малышу не придется скучать. Например, во время прогулки, старайтесь подмечать и обращать внимание малыша на разные детали: красоту осенних деревьев, зелень молодой травы, снежные узоры на окнах и пр. Читая вместе книгу, обсуждайте героев. Предлагайте ребенку поразмыслить о том, что могло бы произойти, поступи тот или иной персонаж по-другому. Фантазируйте и мечтайте вместе с малышом. Старайтесь приучить ребенка целенаправленно думать над любой житейской проблемой или задачей. Занимаясь вместе любыми домашними делами, размышляйте вслух. К примеру, вы готовите обед. Рассуждайте о том, чтобы не забыть посолить суп, красиво украсить салат. Говорите о том, каким вкусным он будет, как это понравится папе или бабушке и т.п. О том, что кто-то может остаться недоволен, говорить не нужно. Не стоит приучать ребенка к негативным, тревожным мыслям.

Распечатать

Как научить ребенка размышлять

www.kakprosto.ru

Как научить ребенка думать, размышлять и анализировать

Оскар Бренифье, доктор философии, автор нескольких десятков книг для детей и родителей, официальный эксперт ЮНЕСКО, произвел революцию в детском воспитании и образовании, ведь он начал учить родителей не просто давать детям готовые ответы на любые, даже самые сложные и философские вопросы, а с малых лет развивать в них способность самим думать, анализировать, размышлять и находить ответы на все свои вопросы самостоятельно.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.