Дисграфия и дислексия – характеристика. Коррекция

Содержание

Как побороть дисграфию и дислексию?

Дисграфия и дислексия – характеристика. Коррекция

Вот и начался новый учебный год. К сожалению, многие дети могут столкнуться с трудностями в обучении, виной которым может служить дисграфия или дислексия.

Без коррекции ребенок будет все больше отставать от своих сверстников, а трудности будут возникать во всех сферах обучения.

Устранить дисграфию и дислексию помогут высококвалифицированные специалисты из Центра Речи в Зеленограде.

Познавательная страничка

Дисграфия— это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

Виды дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов (“хороший кошка”, “красивый солнце” и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Дислекси́я— частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Виды дислексии:

  • фонематическая – недоразвитие функций фонематической системы;
  • семантическая — нарушение понимания прочитанных слов;
  • аграмматическая — наблюдается неправильное произношение падежных окончаний и числа существительного, а также неверное согласование в числе, роде и падеже существительного и прилагательного;
  • оптическая – проявляется в трудностях усвоения графически сходных букв, а также в их взаимных заменах;
  • мнестическая — наблюдается трудности усвоения букв.

В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.
Коррекция дисграфии и дислексии должна носить комплексный характер.

Пройти тест для определения дисграфии и дислексии

Мама будет логопедом

Если заниматься с ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов при борьбе с дислексией и дисграфией.
Развитие фонематического слухазначительно снизит риск возникновения дисграфии и дислексии.

Копилка знаний

Упражнения для профилактики дисграфии.

Скачать упражнения для коррекции дисграфии

Консультация дефектолога в Центре Речи. В соответствии с диагностикой дефектолог разработает индивидуальную программу коррекции и поможет сформировать такие психические функции как внимание, память, мышление, научит ребенка наблюдать конкретные явления окружающего мира и устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать качества и признаки окружающих предметов.

Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция) — комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.

Заглянем на занятия в Центр Речи? (-отрывок из занятия по Логоинтенсиву)

Источник: https://centrrechi.com/novosti/kak-poborot-disgrafiyu-i-disleksiyu

Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?

Дисграфия и дислексия – характеристика. Коррекция

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе.

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков.

Вместо “п” пишет “б”, вместо “т” — “д”, неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните “предложение” — “бретлошение” и “предложение” — “придложение”. В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно.

Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя.

В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого “дисграфик” не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая “не ходит одна”: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Виды дисграфии

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов (“хороший кошка”, “красивый солнце” и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины дисграфии

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить.

Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения.

Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии.

Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии.

Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки.

Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение.

В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не нужно забывать, что “дисграфик” очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Итог

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Фото дисграфии

Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.

Фото предоставлено пользователем Alla Max.

Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/156-1-0-5018

Дисграфия у младших школьников: коррекция, причины

Дисграфия и дислексия – характеристика. Коррекция

В последнее время специалисты все чаще встречают детей, имеющих проявления дисграфии. Едва пройдя первые шаги обучения письму, некоторые школьники (или дошкольники), попадают в тяжелое положение.

Они совершают грубые ошибки при написании текста. Такие, которые, казалось бы, не могут объясниться ничем, кроме невнимательности или недостаточного прилежания. Дисграфия часто связана с дислексией.

Зеркальное написание букв, сращение слов, масса грамматических ошибок, неразборчивый и неаккуратный почерк — такое письмо вызывает недоумение учителей и негодование родителей. Детей считают отстающими хотя при этом они могут неплохо разбираться в математике, логически мыслить, хорошо успевать по другим предметам.

Такое нарушение письменной речи называется дисграфией и связано оно вовсе не с нежеланием ребенка учиться грамоте, а с недостаточно развитыми функциями некоторых отделов мозга.

Что такое дисграфия?

Под дисграфией понимают нарушение письма, характеризующееся систематически повторяющимися фонетическим ошибками, неверным написанием похожих букв. При этом ошибки эти в письменной речи проявляются постоянно, являются типичными и не зависят от знаний ребенком правил русского языка.

Диктанты детей с дисграфией пестрят красными чернилами исправлений, по мере взросления письмо не улучшается, несмотря на все приложенное усердие. Письменные задания вызывают у ребят исключительно отрицательные эмоции, снижают самооценку и иногда приводят к депрессии.

Тот факт, что ученики с дисграфией выявляются не только в начальной школе, убеждает в том, что сама собой эта проблема не решается и требуется помощи специалиста.

Как определить дисграфию?

Если у вашего ребенка наблюдаются отдельные ошибки в письме или эти ошибки связаны с правилами грамматики, скорее всего эта статья не для вас. Проблема успеваемости должна решиться более усердным изучением правил русского языка.

Дисграфия проявляется совсем иначе:

  • Пропускаются буквы и даже слоги в словах.
  • Смешиваются близкие по звучанию звуки (ж-ш, д-т, ц-т, ц-с и т. д.).
  • Заменяются похожие по написанию (ш-щ, в-д, м-л).
  • Буквы пишутся как бы в зеркальном отображении.
  • Сращиваются ближайшие слова или даже предложения.
  • Нарушается грамматическое согласование слов, неправильно строится речь.
  • Почерк неразборчивый, строчные буквы заменяются прописными и наоборот, наблюдается пропуск знаками препинания.

Еще одним типичным отличием дисграфии является стойкость ошибок и отсутствие связи с теоретическими знаниями правил и норм языка.

Причины возникновения дисграфии?

Корни этого явления лежат в недостаточности работы речевого, зрительного и слухового анализаторов, т. е. ребенок не в состоянии производить анализ и синтез речи. Эти нарушения происходят из-за недоразвития зон головного мозга, выполняющих данные функции.
Этиология состояния может быть обусловлена:

  • Неврологическими нарушениями вследствие внутриутробной гипоксии или кислородного голодания в процессе тяжелых родов.
  • Тяжелыми последствиями для мозга и нервной системы инфекционных болезней, перенесенных в раннем детстве.
  • Черепно-мозговыми травмами, произошедшими в детстве.
  • Социальными факторами — педагогической запущенностью, неправильной речью в детском окружении, недостаточностью речевых контактов, билингвизмом.

Освоение письменной речью напрямую связано со сформированностью всех сторон речевой функции, поэтому в группу риска по возникновению дисграфии попадают дети с ЗПР, ОНР, фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения. Именно поэтому крайне важно к школьному возрасту пройти обследование у логопеда и скорректировать имеющиеся проблемы.

Связь устной и письменной речи

Большое значения для благополучного освоения письма имеет развитая устная речь. Чтобы слово было написано правильно, ребенок должен услышать все имеющиеся в нем звуки и проанализировав их, выбрать нужную букву.

Нарушения фонематического слуха, сопутствующие разным отставаниям развития речи, не дают возможность грамотно написать слова. Неправильное произнесение звуков влияет на правильное их понимание и анализ. В случаях более серьезного нарушения слуха, Вам поможет сурдопедагог.

Для того, чтобы освоить письмо, необходимо согласованное развитие фонематического слуха, речи, а также зрительного восприятия букв.

Кроме того, на формирование письменной речи оказывают большое влияние и другие аспекты. Как известно, за устную речь «в ответе» левое полушарие. Предметные символы и изображения — сфера ответственности полушария правого.

Своевременное развитие межполушарных связей, сформированность деятельности каждого из полушарий обеспечивают развитие письменной речи. Именно поэтому довольно часто проявления дисграфии встречаются у левшей.

Можно ли справиться с дисграфией?

Ругать и наказывать ребенка с дисграфией за плохую учебу абсолютно бессмысленно. Тем самым можно только навредить.

Он и сам, скорее всего, переживает из-за большого количества ошибок и того факта, что не может справиться с лавиной трудностей. Родителям важно понять, что в данном случае требуется помощь специалиста.

Процесс коррекции, несомненно, не очень быстрый, однако при совместных усилиях с дисграфией вполне можно справиться.

Так как дисграфия обусловлена недоразвитием определенных структур мозга, часто ребенку назначается медикаментозная терапия. Однако одними таблетками ситуация не исправится, главную работу по коррекции берет на себя логопед.

Кроме того, на помощь должны прийти родители. Обязательно придется выполнять заданные логопедом упражнения дома, делать уроки и школьные задания, следуя рекомендациям специалиста. Важно также поддерживать ребенка в его занятиях.

Дети-дисграфики часто глубоко переживают свою проблему, опасаясь наделать все больше ошибок. В связи с этим возможны прогулы школы, уклонение от выполнения домашней работы, а значит, появятся и более серьезные проблемы с обучением.

Миссия родителей в данном случае — оказывать всемерную поддержку, создавать позитивный настрой и заинтересованность в результате.

Коррекция дисграфии при помощи логопедической работы

Для того, чтобы наладить письменную речь, логопеду необходимо диагностировать и восполнить пробелы в произношении звуков, фонематическом восприятии, развить грамматическую сторону речи и расширить словарный запас ребенка.

В занятия по коррекции дисграфии входят:

  • Работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков.
  • Тренировка фонематического слуха.
  • Анализ звуков, а также работа над пониманием звукобуквенного состава слова.
  • Тренировка письма включает регулярное проведение диктантов, поиск указанных педагогом букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв.
  • Важное место занимает также упражнения для мелкой моторики и улучшению межполушарных связей.

Все логопедические занятия строятся с обязательный учетом психологических особенностей ребенка, его речевого развития и типа проявлений дисграфии. Кроме того, важно выработать у учащегося положительный настрой к работе и психологическую составляющую речи, стимулировать его к занятиям и достижению результата.

Дисграфия у детей накладывает негативный отпечаток на весь процесс обучения, поэтому родители должны вовремя отслеживать процессы развития речи у своего ребенка и при появлении тревожных звоночков обращаться к логопеду для коррекции.

Источник: http://karkusha.su/disgrafiya-u-mladshih-shkolnikov-prichinyi-i-korrektsiya/

Коррекция аграмматической дислексии и дисграфии

Дисграфия и дислексия – характеристика. Коррекция

Дислексия – довольно распространенная проблема среди дошкольников и детей школьного возраста. У детей возникают трудности с обучением, так как им трудно писать и читать.

Даже если ребенок преуспел в интеллектуальном развитии или у него нет проблем со зрением и слухом, у него могут быть сложности с освоением нового материала.

Восприятие написанного текста затрудняется, а у самого дислексика нарушена координация движений, ему трудно усваивать орфографические нормы. Впоследствии может развиться синдром дефицита внимания.

Что такое аграмматическая дислексия

Всего существует несколько видов дислексий.

Одни из них связаны с проблемами понимания прочитанного, другие – с неправильным восприятием звука (оптическая дислексия), третьи – с проблемами в написании букв и т. д.

Аграмматическая дислексия – такая разновидность нарушений, при которой ребенок не может овладеть грамматическим строем речи, постоянно делает ошибки в словосочетаниях и словах.

Этот вид дислексии проявляет себя в таких случаях:

  1. Ребенок путает падежи и числа, добавляет неправильные окончания («из-за погода», «перед нас», «на улицы»).
  2. Неправильное согласование в словосочетаниях, ошибки в роде и числе («злой собака», «красивые цветков»).
  3. Ошибочное образование и употребление местоимений.
  4. Неправильное образование глагольных форм прошедшего времени («он сделала задание», «жизнь закончилось»).

Обратите внимание! Дислексия аграмматическая чаще появляется у школьников, у которых речь была недостаточно сформирована к 5 годам.

Причины дислексии

Каждый случай возникновения нарушения индивидуален, причины также могут быть самыми разнообразными. Причины классифицируют на две группы – социальные и нейробиологические.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

Нейробиологические факторы развития нарушения:

  • Малая функциональность височной извилины (область сзади слева).
  • Пониженная плотность височной извилины.
  • Преобладание развития правого полушария над левым, вызванное особенностями строения головного мозга.
  • Отсутствие равновесия между левой и правой долями мозга.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Серьезные инфекции и последующая интоксикация.
  • Неправильно проведенные роды, осложнения беременности.

Не менее важными считаются социальные факторы. Дислексия, вызванная ими, обычно легче поддается лечению. Перегрузка головного мозга – одна из самых распространенных причин аграмматической дислексии.

Ненормированные нагрузки приводят к тому, что левое полушарие развивается медленнее правого. При полном отсутствии обучения и педагогической запущенности у ребенка могут возникнуть проблемы с письмом и говорением.

Также к этому приводит недостаток общения: ребенок не слышит структурированной речи и не может ее воспроизвести.

Как правило, факторы социальной сферы приводят к развитию дислексии по причине невнимания родителей. Если они не принимают участия в обучении и общении, то формирование речи ребенка сильно замедляется.

Чтобы не допустить появления этой формы дислексии, важно показывать примеры грамотной и структурированной речи с правильным согласованием, грамматическими формами, спряжениями. Если малыш не познакомился с нормированным языком, то его собственная речь не сможет развиваться правильно.

Педагогическая запущенность, вместе с бытовой, оказывают губительный эффект на развитие ребенка. Гораздо хуже обстоит дело, если малыша еще с малых лет приучают к спиртному («для лучшего сна»).

Токсические вещества разрушительно воздействуют на головной мозг. Эти вредные соединения могут попасть в организм и во время беременности.

В таких случаях переплетаются социальные и нейробиологические факторы.

Симптоматика

Главный симптом аграмматической дислексии – неправильное образование словосочетаний, неправильные падежи и их окончания, ошибочные глагольные формы. Причем этот симптом можно проследить не только во время разговора, он проявляется и на письме.

Для аграмматической дисграфии и дислексии характерно неправильное употребление форм слов, как на письме, так и на речи. Ребенок пишет и произносит неправильные формы, потому что он неправильно мыслит.

Проблема не лежит в невнимательности, стрессе или настроении.

Если дислексия вызвана нарушениями в работе головного мозга, то еще в раннем детстве проявляются признаки, на которые родителям следует обратить внимание:

  1. Неуклюжесть, неразвитая моторика рук.
  2. Нарушения концентрации внимания – малыш не может сконцентрироваться даже не простейшей задаче.
  3. Трудности при пересказах.
  4. Повышенная утомляемость при чтении, письме.
  5. Гиперактивность.
  6. Невоспритие интонаций речи – ребенок не понимает намеков, тонкие нюансы речи проходят мимо него.

Диагностика

Диагностику дислексии проводят в несколько этапов. Во-первых, необходимо показать ребенка педиатру. Он даст направления ко всем необходимым врачам. В некоторых случаях требуется исследование головного мозга при помощи специальной аппаратуры. Часто для полного анализа необходимы данные о наследственности, заболеваниях матери и периоде вынашивания ребенка.

Логопед предлагает пройти ребенку несколько тестов, которые позволяют выяснить, насколько развиты навыки владения речью и письмом.

Полученные результаты сравниваются с усредненными показателями детей этого возраста. Зрение и слух также нужно проверить, так как если с ними есть проблемы, у ребенка может развиться дислексия.

Заключение невропатолога позволяет выяснить, связаны ли проблемы речи с неврологическими болезнями.

Симптоматика должна рассматриваться в течение длительного времени, окончательный диагноз обязан ставить только врач, так как лишь он знает полную характеристику аграмматической дислексии у конкретного ребенка.

Способы устранения

В некоторых случаях аграмматическая дисексия остается с человеком на протяжении всей жизни. Но обычно нарушение можно устранить полностью, если вовремя заняться коррекцией аграмматической дисграфии и дислексии.

Традиционно дислексию устраняют при помощи логопедических программ, основная суть которых связана с распознаванием правильных грамматических форм, а также созданием собственных словосочетаний по правильной модели. Логопед учит ребенка замечать и запоминать корректные формы слов.

Коррекция аграмматической дислексии происходит эффективнее, если пользоваться наглядными иллюстрациями и использовать специальные программы для компьютеров. Немаловажную роль играет психотерапия, она способствует социализации ребенка и преодолению тревожности.

Обратите внимание! Работа родителей с ребенком особенно важна, дома нужно делать специальные упражнения. Необходимо общаться с малышом и показывать ему пример правильной речи.

Профилактика

Устранение уже появившихся аграмматической дислексии и дисграфии происходит на протяжении долгого времени, легче не допустить развития нарушения. Необходимо работать над развитием речи ребенка. А для этого нужно общаться с ним, регулярно проводить специальные упражнения:

  • Упражнения, развивающие мелкую моторику рук.
  • Работа над зрительной памятью и восприятием.
  • Скороговорки.
  • Упражнения на внимательность, память.

Для ребенка будут полезны различные развивающие игры с буквами, где необходимо составлять последовательности новых слов.

Следует обратить внимание на наследственность. Если у кого-либо из близких родственников были проблемы с речью, то, вероятно, эти проблемы передадутся малышу. В таком случае необходимо еще с малых лет держать ребенка под логопедическим контролем.

Заключение

Дислексия – серьезное нарушение, которое может помешать не только обучению ребенка, но и его социализации. При обнаружении необходимо сразу же приступить к лечению и регулярно проводить упражнения. Чтобы не допустить появления, важно серьезно относиться к беременности и уделять время малышу после рождения.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/agrammaticheskaya-disleksiya.html

Причины, симптомы и лечение дисграфии у детей

Дисграфия и дислексия – характеристика. Коррекция

Дисграфия является специфическим расстройством письменной речи, которое проявляется в стойких ошибках. Она возникает при нарушении формирования высших отделов ЦНС. Дисграфия препятствует овладением навыками грамматических особенностей языка.

Эта проблема достаточно актуальна для нашей страны. В российских школах количество учеников с диагнозом «Дисграфия» достигает 30% от общего количества детей.

Причины

  • Перинатальные факторы;

    Пораженные участки мозга при дисграфии и дислексии

  • Неравномерное развитие полушарий головного мозга;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Раннее изучение иностранного языка;
  • Заболевания в периоде новорожденности;
  • Перенесенные травмы и инфекции в раннем детстве;
  • Авторитарное воспитание в семье;
  • Просмотр телевизионных программ в раннем детстве;
  • Увлечение компьютером;
  • Неврологические проблемы (тики, гипервозбудимость);
  • Ребенок-левша;
  • Ребенок-переученный левша;
  • Двуязычная семья;
  • Индивидуальные занятия с логопедом;
  • Нарушение памяти и внимания;
  • Школьное обучение с 6 лет;
  • Дислексия.

Симптомы

Симптоматика дисграфии очень разнообразна и зависит от этиологии, которая ее вызвала. Дети с дисграфией чаще всего умные и смышленые, но в тетрадях у них много ошибок. Родители недоумевают, что является причиной плохой успеваемости любимого чада.

Они думают, что это либо нежелание учиться ребенка в школе, или у него плохой педагог. В младших классах дети, которые испытывают большие трудности с письменной речью, могут иметь хорошую успеваемость по другим предметам и хороший интеллект.

 Но они не пишут заглавные буквы в словах, в диктантах допускают много ошибок.

Плохая успеваемость в школе, критика родителей и учителей приводит к тому, что ребенок отказывается ходить на занятия.

Очень часто он становится объектом для насмешек со стороны одноклассников, начинает сильно переживать по этому поводу и замыкается в себе. Диктанты пишет очень медленно, часто плохим почерком.

Иногда дети с дисграфией стараются специально изменить свой почерк, в надежде, что таким образом некоторые ошибки не будут заметны учителю. Они часто путают начертания букв «Р» и «Ь», «З» и «Э».

В специальной литературе имеется несколько классификаций дисграфий (по видам и формам).

Виды

  1. Расстройство слухового восприятия звуков. Ребенок пропускает гласные и согласные («листопад» — «листпад», «лисопад»), не дописывает буквы или слоги («перевал» — «перева», «недосып» — «недосы»), иногда происходит наращивание слов лишними буквами или слогами («изложение» -«изложенимание»).

    Некоторые дети искажают слова до неузнаваемости («большой» — «бонькой»), пишут их слитно или делят по своему усмотрению («мед-мед», «загорами»). Они не могут определить границы предложений в тексте, поэтому несколько отдельных предложений пишут как одно большое: « Наступила весна птицы прилетели распустились цветочки».

    При дисграфии ребенок не понимает, как смягчать согласные в слове («печал», «мячик-мачик»);

  2. Нарушение лексической и грамматической особенности речи. Проявляется в виде пропуска слов в предложениях. Ученик заменяет слова по их звуковому сходству, не согласует слова в предложении («белая снег падала на земля»).

    Ребенок не понимает, что такое части слова, поэтому пишет приставки раздельно. В тексте часто можно увидеть слитное написание предлогов (« при-ступить», «замашиной»);

  3. Расстройство зрительного и пространственного гнозиса. Это нарушение происходит при оптической дисграфии.

    Ребенок заменяет буквы, которые по-разному располагаются в пространстве (например «п» и «в», «ч» и «э»), не отличает печатные буквы от письменных. Он путает графически сходные буквы («ц» и «ч», «ж» и «х»), или имеющие дополнительные элементы («и» — «ц», «о» — «ю»).

    Оптическая дисграфия проявляется в виде изменения графического образа букв (например, зеркально пишет «ы», «ю», «з»). В диктанте ученик пропускает буквы или пишет лишние.

Таблица: «Формы дисграфии».

Форма дисграфииОписание
Артикуляторно-акустическаяНе правильно произносит звуки и пишет буквы
Акустичекая
  • Заменяет буквы фонетически похожими звуками, но правильно произносит
  • Смешивает звонкие и глухие (Б – П, Д – Т)
  • Путает свистящие и шипящие (С – Ш, З – Ж).

  • Ошибочно обозначает мягкость согласных : «лубит», «больит».
Расстройство языкового анализа и синтеза.

  • Пропускает буквы и слоги
  • Меняет местами буквы и (или) слоги
  • Не пишет окончания
  • Пишет лишние буквы в слове
  • Повторяет буквы и (или) слоги
  • Смешивает слоги из разных слов
  • Слитное написание предлогов («настуле»)
  • Раздельное написание приставок («на шла»).

Аграмматическая
  • Расстройство грамматического строя речи (например, черный перчатка», «солнечная день»).
  • Не может склонять слова по падежам, числам и родам
  • Ошибается в окончаниях слов
  • Не согласует слова между собой
Оптическая
  • Расстройство зрительного и пространственного гнозиса
  • Буквы пишутся при помощи «черточек» и «кружочков».
  • Не дописывает элементы букв, например «Г» вместо» Р».
  • Добавляет лишние элементы в буквы
  • Не соединяет две буквы
  • Путает печатные и письменные буквы
  • Зеркальное отображение букв

Диагностические мероприятия

Школьные учителя должны вовремя провести диагностику дисграфии у детей и направить на коррекцию к специалисту. Очень часто они попадают на прием к логопеду после длительного «воздействия» педагогов.

Всем детям надо пройти обследование у логопеда, который заполняет речевую карту. В ней он указывает состояние общей и мелкой моторики.

Специалист должен описать артикуляционный аппарат, звукопроизношение, указать проблемы чтения и письма. В речевой карте логопед должен написать краткую характеристику на ребенка и логопедический диагноз.

После проведенной коррекционной работы он заполняет соответствующие графы, отражает результаты занятий.

Ранняя диагностика этого нарушения помогает бороться с дисграфией на начальных этапах развития.  Если она не была скорректирована в детском возрасте, то ее проявления могут наблюдаться у взрослых.

Лечение

Дисграфия включена в МКБ-10, лечением этого заболевания занимаются врачи-психиатры. В англоязычных странах для дисграфиков разработаны специальные учебные программы, к сожалению, в России такой возможности пока нет.

Коррекция дисграфии должна начинаться в детском саду. Это заболевание можно преодолеть только с помощью специальных методик и приемов, которыми в совершенстве владеют логопеды. Стандартная школьная программа не сможет устранить дисграфию у младших школьников.

Скорректировать полностью ее не удается никому, но приблизить к идеалу правильность написания слов можно.

Занятие с логопедом может протекать в виде игры. У младших школьников используются магнитные буквы для создания слов. Этим способом подкрепляется зрительное восприятие элементов букв. Ребенок должен писать диктанты, чтобы улучшить восприятие звуков на слух. Дома с родителями можно поиграть в историка, писать буквы на бумаге при помощи перьевой ручки и чернил.

Особое внимание надо уделять выбору ручек и карандашей. Лучше всего для ребенка покупать ручки с неровными поверхностями, они массируют дистальные концы пальцев рук, посылая, таким образом, дополнительные сигналы к головному мозгу. Фломастеры и карандаши также необходимо выбирать не гладкой формы (например, треугольной).

Оптическая дисграфия корректируется регулярными письменными упражнениями.

Чтобы быстрее овладеть навыком письма можно использовать гелевую ручку. Она поможет более отчетливо прописать элементы букв.

Для того, чтобы скорректировать почерк необходимо в среднем 3 недели занятий. Для этих целей можно купить специальную пропись или школьную тетрадь. При написании слов нужно прописать буквы в каждой клеточке.

Оптическая дисграфия устраняется путем тренировки зрительной памяти. Ученику предлагается нарисовать несколько букв мелом на доске, в воздухе или вылепить их из пластилина.

Существует несколько книг и пособий, например «Оптическая дисграфия». В них представлены примеры специальных занятий. Эти книги могут приобрести родители самостоятельно и заниматься с ребенком дома.

Родители должны набраться терпения и не ругать своих детей за ошибки в письме. Нельзя заставлять его часами заниматься уроками и лишать за плохие оценки полноценного отдыха и развлечений. Ребенок должен полностью доверять своим родителям, не должно быть панического страха перед ними. Только совместными усилиями с педагогами и психологами можно побороть дисграфию.

Пример занятия

Существует множество логопедических методик для коррекции дисграфии.

Одно из упражнений для домашнего выполнения называется «Корректурная правка». Для его выполнения нужен любой текст со средним шрифтом. Книга должна быть скучной для ребенка, и ранее им никогда не прочитанной. Родители предлагают найти в тексте и подчеркнуть сначала гласные буквы, например, только «О», затем только букву «А».

После того, как закончатся гласные буквы, можно переходить к согласным, желательно к тем, которые являются проблемными для ребенка. Ребенок ежедневно должен выполнять упражнение, но по времени это не должно продолжаться более 5 минут. При занятии обязательным условием является хорошее освещение.

Через неделю таких занятий, необходимо переключиться на две буквы. Например, находим их в слове и одну подчеркиваем, а другую зачеркиваем. Выбранные буквы должны быть для ученика «чем-то похожими друг на друга», например «Л» и «М», «Р» и «Т». Для обработки пары букв можно использовать любой текст, который был ранее написан ребенком.

Профилактическая работа

Профилактика дисграфии делится на первичную и вторичную.

Первичная профилактическая работа направлена на предупреждение патологического течения беременности и родов, снижение перинатальной патологии и родового травматизма у новорожденных.

Врачами-неонатологами должны быть разработаны меры по снижению факторов инфицированности новорожденного. Необходимо проводить ранее диагностику и лечение неврологической симптоматики.

Вторичная профилактика дислексии включает в себя своевременное выявление нарушения и педагогическую работу. Профилактические мероприятия должны проводиться с участием психолога, родителей, логопеда и воспитателей.

Предупреждение грамматических ошибок должно начинаться в дошкольном периоде. В детском саду воспитатели должны обращать внимание как ребенок произносит звуки и строит речевые предложения.

Педагог должен исправлять речевые ошибки дошкольников.

Некоторые родители хотят вырастить из своих детей гениев, поэтому начинают их учить английскому языку с трех лет. В результате такого раннего обучения развивается не только дислексия, но и дисграфия.

Родители в семье должны сами правильно произносить слова и фразы. Если они будут повторять произношение слов за ребенком (например, «лублу», «мясик»), изменяя звуки и слоги, это в последующем приведет к большим проблемам в формировании правильной речи и письма. Успех излечения от дисграфии зависит от терпения родителей и регулярных занятий с логопедом и дома.

Нарушение межполушарного взаимодействия и нестандартное мышление позволяет дисграфикам добиться больших успехов в жизни. Среди известных писателей много людей с дисграфией, среди них Ганс Христиан Андерсен, Агата Кристи, Владимир Маяковский.

Источник: https://ODepressii.ru/deti/disgrafiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.