Агрессия и агрессивность личности человека

Содержание

Самосознание, личность и агрессия. Черты характера, подавляющие агрессию

Агрессия и агрессивность личности человека

Существует ряд черт личности, которые подавляют и сдерживают агрессивные действия человека. Вкратце рассмотрим самые важные из них.

В психологической литературе, в которой обсуждаются проблемы агрессии, уже много лет вновь и вновь повторяется тезис о том, что страх и тревога, возникающие у человека на основе предвидения им возможных наказаний, подавляют его готовность совершить агрессивные действия.

Психологи, утверждающие данный тезис, в основном правильно отражают феноменологию переживаний и поведения людей. Страх перед возможными социальными ситуациями является сдерживающим фактором. Однако ни страх, ни тревога не являются личностными чертами.

Они являются эмоциями, которые в определенных ситуациях переживаются всеми людьми.

Это динамические состояния, которые у одних людей появляются чаще, у других – реже, но они являются общечеловеческими формами переживания реальных и предвосхищаемых опасностей.

Поэтому было бы более правильно говорить о связях с агрессивностью и агрессией таких черт характера, как трусость или храбрость, тревожность или эмоциональная устойчивость. Это уже черты характера.

И храбрый человек переживает страх, и трусливый тоже, но их отличие друг от друга состоит в том, что храбрый способен подавить свой страх и действовать организованно и целенаправленно.

У храброго и мужественного человека в опасной ситуации поведение становится более организованным и целенаправленным, тогда как у переживающего страх трусливого человека целенаправленная деятельность расстраивается.

Можно предложить гипотезу, состоящую из следующих двух утверждений:

  1. страх трусливого человека подавляет его внешнюю агрессию; нередко его агрессия оборачивается на самого себя, то есть претерпевает конверсию, и, следовательно, как переживание и как тенденция, не исчезает полностью. Вследствие такой конверсии трусливый человек начинает ненавидеть себя и даже реально терзать себя, вести себя самоуничижительно;

  2. смелый же человек, переживая страх, оказывается в агрессивном состоянии, но направляет свою агрессию на внешние, реальные стрессоры и фрустраторы, стараясь устранить их с пути своей целенаправленной деятельности.

Напомним, что страх появляется у человека перед реальной, уже существующей опасностью, тогда как переживание тревоги означает, что человек предвидит появление опасности, но не знает еще в точности, что она из себя представляет. Когда тревожность становится чертой характера, человек постоянно ждет наступления неприятных событий, опасностей для себя и для своих близких.

Представляет интерес следующее явление: личность нередко переживает сильную тревогу в ожидании опасного с его точки зрения события, например сдачи экзамена или встречи с высокопоставленным лицом, но когда вызывающее тревогу событие действительно наступает, он не переживает сильного страха или вовсе не переживает его.

Народная мудрость зафиксировала эту психологическую ситуацию, например, в форме следующего изречения: «Черт не так страшен, как его малюют». В таких случаях тревога или не перерастает в страх, или же преобразуется в страх лишь частично.

И человек может удивляться: «Чего же я так боялся, ведь ничего страшного не было?» Частными случаями такой ситуации являются следующие:

  • подчиненный перед высоким начальником;
  • солдат перед боем;
  • молодая невеста перед первой брачной ночью и т. п.

Во всех этих случаях люди переживают интенсивную, мучительную тревогу, но при реальной встрече с этими опасностями нередко переживает лишь слабый или умеренный страх. Тревога процесса умирания, по-видимому, мучительнее страха смерти.

  • часть агрессии в результате конверсии превращается в самоагрессию;
  • другая же часть сохраняет свою направленность на внешние объекты, но временно, из-за трусости или невозможности реализации по назначению, скрывается, вызывая в сознании воображаемые ситуации мщения.

Работа воображения как бы моделирует будущее реальное агрессивное поведение, например наказание настоящего фрустратора. В таких случаях происходит то, что называют накоплением свободно плавающего гнева. В конце концов наступает момент, когда чаша терпения переполняется и враждебность разряжается в крайне жестоких насильственных действиях.

Сама трусость, как мы полагаем, является не простой чертой характера, а комплексом черт, ведущим блоком характера этого типа людей.

Она включает не только страх перед отрицательными санкциями, острое чувство опасности, но и эгоизм, неудовлетворенность своей личностью и социальными навыками, застенчивость, склонность приписывать другим отрицательное мнение о себе и другие.

Поэтому взаимосвязи между агрессивностью и трусостью имеют более сложный характер и требуют новых исследований.

Итак, с учетом очень важного уточнения, а именно, что не сами по себе страх и тревога как эмоции подавляют агрессию, а лежащие в их основе черты характера – трусость и тревожность – можно считать ценными результатами тех экспериментальных исследований, которые были организованы для подтверждения этого предположения. Ситуационная тревога важна как ингибитор агрессии, особенно у тех людей, кто придает значение социальному одобрению. Но когда фрустрация и страх усиливаются, то есть когда ситуационные факторы становятся мощными, у всех людей агрессивные ответы также приобретают более интенсивный характер.

Самосознание, личность и агрессия

Уровни яркости и содержательности актуального самосознания, то есть результатов самоосознавания в виде «Я-образов», оказывают прямое воздействие, как на уровень агрессивности человека, так и на интенсивность его насильственных действий.

На уровень самоосознания, в свою очередь, оказывает влияние то, в какой группе, малой или большой, находится человек, заметен ли он или же он растворен в массе. При этом взаимодействует много факторов.

Так, анонимность личности – это состояние, при котором окружающие не знают человека, для них он – лишь единица из рода человеческого: его индивидуальные черты никому не известны. Эта «безымянность» порождает слабость «Я-образа» и свободу от ответственности.

В результате этого наблюдается усиление агрессивности или внутренней готовности к совершению агрессивных действий.

Усиление самоосознания и ослабление агрессивности

Наоборот, если человек находится в таких условиях, когда его актуальные «Я-образы» становятся очень яркими, его тенденция к совершению агрессивных действий смягчается.

Почему так происходит? Является ли сам по себе яркий «Я-образ» непосредственной причиной ослабления агрессивности, или же здесь действуют и другие психологические факторы? По-видимому, ближе к истине второе предположение.

Когда человек в социальной группе, в ответственной ситуации, пристально следит за собой, в его сознании воспроизводятся те нормы, в том числе ролевые, которым должно подчиниться его поведение.

В соответствующих социальных ситуациях это общественно приемлемые, конвенциональные нормы, разделяемые всеми участниками данного процесса. Происходит также актуализация основных ценностных ориентаций личности.

Если эти нормы и ценности, образно говоря, являются «антиагрессивными», он будет действовать в согласии с ними и, следовательно, мирно, ненасильственно. Но если его актуализированные ценности и нормы одобряют насилие, он будет действовать агрессивно.

Следовательно, если в составе группы «Я-образы» индивида становятся яркими, его дальнейшее поведение зависит от того, какие ценности и нормы у него актуализируются и осознаются и, что очень важно, какое поведение от него ждут другие члены группы. Речь идет о ролевых отношениях, поскольку все члены группы являются исполнителями взаимосвязанных социальных ролей.

Это означает, что яркое самоосознание и его результат в виде социального «Я-образа» сами по себе не всегда подавляют агрессивность человека, а лишь в зависимости от того, с помощью каких социальных норм данный «Я-образ» регулирует поведение человека. Так, если человек действует в составе своей референтной группы и по отношению к таким жертвам, которых выбирает группа, он будет действовать агрессивно: такова его роль, таковы одобряемые здесь ценности и нормы.

Итак, как уже замечено психологами, обострение самосознания в виде ярких ситуативных «Я-образов» избирательно актуализирует и даже усиливает определенные ценности и нормы личности: в зависимости от них человек действует агрессивно или ведет себя мирно.

Экспериментальные исследования

В рамках проблематики агрессивного поведения человека роль самосознания исследовалась, как уже сказано, в связи с двумя явлениями – с деиндивидуацией и с так называемым объективным самоосознанием.

  • Деиндивидуация и агрессия.

Когда человек не осознает себя, то такое психическое состояние принято назвать деиндивидуацией. Ряд исследователей кроме отсутствия самоосознания отмечают также отсутствие самоконтроля как характерную особенность состояния деиндивидуации.

Деиндивидуация возникает под влиянием таких ситуативных факторов, как анонимность, возбуждение и сенсорная сверхзагруженность.

Основной установленный факт сводится к тому, что в состоянии деиндивидуации люди более агрессивны, чем в обычном состоянии.

В этой области широко известно убедительное по своим результатам исследование Ф. Зимбардо, проведенное еще в 1969 году: его испытуемые, студенты колледжа, были подвергнуты деиндивидуации тем, что их лица закрывались капюшонами и они были помещены в темную комнату, по четыре девушки в каждой группе.

В отличие от них другие девушки были индивидуизированы тем, что участвовали в экспериментах в обширной светлой комнате и носили на себе большие бирки со своими именами. Ф. Зимбардо нашел, что когда испытуемым дают возможность подвергать агрессии жертву, то те, кто деиндивидуализирован, наносит жертве более интенсивные электрические удары.

Среди жертв были такие, кто заслуживал наказания, а также такие, кто его не заслуживал.

Деиндивидуизированные испытуемые не проводили различий между ними и наносили им одинаково сильные электрические удары, тогда как четко осознающие себя испытуемые наносили слабые удары тем, кто не заслужил наказания, и несколько более сильные удары тем, кто, по их мнению, заслужил наказания.

Считается, что в состоянии деиндивидуации люди меньше озабочены оценками других людей и самооценкой и в меньшей мере осознают свои личные стандарты. Они с большой готовностью действуют против социальных норм. Но Динер считает, что поведение людей в состоянии деиндивидуации не всегда антисоциально: оно может быть просоциальным и насыщенным положительными эмоциями поведением.

  • Влияние самосознания на агрессию.

Какое влияние оказывает четкое объективное самосознание человека на его агрессивное поведение? Исследование этого явления было начато Дювалем и Уиклундом и было продолжено другими психологами.

Согласно полученным данным, самосознание увеличивает вероятность альтруистического поведения. Кроме того, сосредоточенные на самих себе люди менее агрессивны, чем те, внимание которых направлено в основном на внешние объекты.

Предполагается, что четко сознающий себя человек осознает также свои стандарты и стремится жить в согласии с ними.

Однако, как показал Карвер, поведение человека в состоянии ясного самосознания зависит от его установок к агрессии: те, кто одобряет физическое наказание, в этом состоянии будут действовать более агрессивно. Люди же с противоположной установкой – неагрессивно. Во время этих экспериментов испытуемые видели себя в зеркале.

Процедура исследования в общих чертах следующая: для повышения уровня самоосознания в экспериментальной комнате помещается зеркало и испытуемые получают возможность видеть в нем свое отражение.

Контрольная группа находится в комнате без зеркала над экспериментальным оборудованием.

После этого испытуемые обеих групп получают возможность в эксперименте типа «учитель-ученик» наказать электрическим ударом допускающего ошибки «ученика».

Эксперименты в целом подтвердили гипотезу, согласно которой зеркало, усиливая «Я-образ» испытуемых, приводит к подавлению ими своей агрессии. При этом играют роль, конечно же, актуализированные нормы и ценности, с помощью которых «Я» человека регулирует поведение.

Когда же испытуемому с ярким «Я-образом» внушают, что необходимо действовать агрессивно, он будет применять более интенсивную агрессию.

Это еще раз показывает, что «Я-образ» влияет на поведение не непосредственно, а с помощью определенных норм и ценностей самой личности и согласно ролевым ожиданиям.

Общий вывод сводится к тому, что в состоянии ясно осознаваемого процесса самоосознания люди в значительно большей степени опираются на свои стандарты.

При интерпретации этих экспериментальных фактов следует иметь в виду, что люди играют конвенциональные роли. Они не столько опираются на свои установки и стандарты, сколько идут навстречу ролевым ожиданиям людей, особенно членов своих референтных групп. Они одевают психологическую маску. Данный аспект проблемы необходимо исследовать с помощью дополнительных экспериментов.

Когда человек переживает определенные аффекты, например гнев, то в этот процесс всегда включается его «Я», а точнее – отношение «Я» к объекту, вызывающему у субъекта аффективное состояние. Подобное отношение в значительной степени является когнитивным и оценочным.

Данный аспект переживания личностью агрессивного состояния важно подчеркнуть, поскольку описания эмоциональных состояний людей иногда производят такое впечатление, как будто они всегда протекают мимо «Я» и всей структуры «Я-концепции» личности.  Считается, что во всех подобных случаях «Я-концепция» участвует в психических процессах, пусть даже только подсознательно.

Отметим, что деиндивидуация играет заметную роль также в процессе межэтнической агрессии. Масса солдат, толпа расистов, гангстерские группы, действующие в состоянии аффекта, всегда в той или иной мере деиндивидуализированы.

Источник: http://doctoroff.ru/samosoznanie-lichnost-i-agressiya

Почему человек стал агрессивным и как себя вести с ним

Агрессия и агрессивность личности человека

18.05.2018

Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье мы поговорим о том, что делает человека агрессивным. Вы узнаете, какие цели преследует такая личность. Вам станет известно, как проявляется агрессивность. Вы выясните, как общаться с подобными людьми.

Определение понятия и виды

Агрессивность является таким понятием, под которым подразумевается желание нанести определенный вред объекту, на которого направлена агрессия. Проявление агрессивности могут быть направлены, как на окружающих людей, предметы, так и на самого агрессор.

По форме агрессивность бывает таких типов:

  • прямая;
  • физическая, например, избиение и изнасилование;
  • вербальная, например, угроза, клевета;
  • косвенная, например, злобные шутки;
  • инструментальная — способ достижения цели;
  • эмоциональная — состояние аффекта.

Давайте рассмотрим, какие виды агрессии бывают.

  1. Импульсивная и контролируемая, зависящие от того, в каком состоянии в данный момент находится личность.
  2. Непроизвольная, когда отсутствует контроль над своими поступками и произвольная, когда причинение боли является намеренным действием.
  3. Также выделяют ситуативную агрессию — возникает под воздействием определенных факторов. При их устранении злость исчезает. Агрессия, как черта характера — человек постоянно злой.
  4. Основываясь на том, смогла ли личность достичь своей цели, применив агрессию, различают деструктивное и конструктивное состояние. В первом случае такое поведение принесло только вред, во втором — успех.

Преследуемые цели

Целью агрессии может быть психологическая разрядка

Агрессивное поведение может возникать, когда у личности появляются определенные стремления в жизни.

  1. Желание иметь власть над другими людьми, принуждать их к какому-либо поведению, действиям, которые угодны агрессивному индивидууму. В частности, тут речь идет о моральном насилии над другими людьми.
  2. Способ произвести особое впечатление. Когда в коллективе появляется агрессивная личность, у кого-то она может вызвать испуг, у кого-то желание соперничества, кто-то захочет отомстить.
  3. Способ психологической разрядки. Когда у человека на протяжении дня скапливаются негативные эмоции, под руку попадается неугодная личность, на которой удается разрядиться, выплеснув накопившийся стресс.
  4. Стремление к власти. Как известно, добиться этого мирным путем практически невозможно. Всегда приходится идти по головам и наносить кому-то хоть минимальный, но вред. У людей, желающих властвовать, как правило, агрессивность более высокая, чем у других. Больше всего склонны к этому особи мужского пола.
  5. Желание нанести кому-то ущерб. Ситуации, когда есть личности, которые заслуживают того, чтобы с ними вели себя агрессивно, например, спровоцированные желанием отомстить за причиненную боль. Агрессия такого характера свойственна практически всем людям.
  6. Способ самообороны. Некоторые личности ведут себя слишком нагло, настырно, опускаться до их уровня не стоит, но в некоторых ситуациях лучше показать свои «зубки», чтобы Вас не съели.

Возможные причины агрессии

Причина агрессии может крыться в необходимости отстоять свои права

Психология выделяет ряд факторов, которые влияют на развитие агрессии.

  1. Инстинкт. Агрессия влияет на возможность человека выжить в сложных условиях окружающей среды, она помогает бороться за собственную территорию, сражаться за пищевые ресурсы, защищать потомство, увеличивать генофонд. Энергия агрессии продуцируется в организме людей, постепенно накапливается, со временем вырывается наружу. У каждого человека имеется определенная грань, переступив через которую, возникает враждебность в поведении. Агрессивность может являться и наследственным признаком, переданным от охотников, которые были нашими предками. Естественно, что подобная природа может стать стимулом к разрушению, насилию, войнам. В данном случае, речь идет о неизбежном развитии агрессии и трудностям с ее контролем.
  2. Влияние примера взрослых. Когда ребенок растет и видит перед собой пример отца или матери, он начинает им подражать в одевании, способе вести беседу. Также происходит и подражание агрессивному поведению. Если ребенок регулярно видит, как его родители скандалят, кричат друг на друга, то считает, что подобное поведение является нормальным.
  3. Неправильная модель воспитания. Когда взрослые слишком требовательно относятся к своему малышу, придираются к нему или напрямую говорят о том, что ребенок вел себя агрессивно по отношению к остальным детям, умел дать сдачи, наказать.
  4. Результат, возникший из-за неспособности самореализоваться. Когда человек сталкивается с каким-либо препятствием на пути к достижению желаемого, у него невольно возникает агрессия, которая может быть направлена на окружение и самого себя. И хорошо, если подобное поведение случается редко.
  5. Ситуация в семье. Например, дети, которые растут без отца или матери, могут начинать вести себя агрессивно по отношению к другим людям. Другой вариант — многодетные семьи, где возникает противостояние между братьями и сестрами. Также большое значение имеет то, какими способами родители наказывают детей за проступки.

Отвечая на вопрос, почему человек агрессивен, стоит учитывать факторы, которые могут влиять на возникновение такого поведения, усугублять его и делать разрушительным:

  • особенности воспитания;
  • обстановка в обществе;
  • особенности культуры — у некоторых агрессия поощряется;
  • СМИ, которые вещают о насилии, что приводит к мнению о нормальности подобного явления и повышают риск развития агрессивного населения.

Характерные проявления

В порыве агрессии человек может начать бить посуду

Агрессивность проявляется следующими признаками:

  • физическое насилие;
  • попытки причинить боль;
  • чувство вины;
  • недоверие и подозрительность;
  • самобичевание;
  • сопротивление;
  • словесные негативные выражения;
  • физическое насилие.

Агрессивность проявляется в поведении человека. Он:

  • ругается;
  • ломает мебель;
  • хлопает дверью;
  • кусается;
  • бьет посуду;
  • выражается нецензурными словами.

Особенности общения с агрессивной личностью

Давайте рассмотрим правила, как вести себя рядом с человеком, испытывающим агрессию.

  1. Научитесь уходить от конфликтных ситуаций. Таким образом, Вы сможете оградить себя от ряда ответных чувств. Не нужно вестись на провокации, отвечать открытым гневом на агрессию. В ситуации, если предстоит столкновение с опасной личностью, лучше вовсе спастись бегством.
  2. Подстраивание. Иногда стоит использовать эффект «хамелеона». В такой ситуации шансы на успокоение увеличиваются. Суть такого метода в том, чтобы настроиться на одну волну с агрессивным оппонентом, Вы можете также высказываться на повышенных тонах, но не выражать при этом агрессию, направленную на человека, постепенно снижая тон разговора.
  3. Самоконтроль. Нужно быть способным удержаться, не начать выплескивать агрессию на обидчика. Говорите про себя, что Вы сдержаны, спокойны, находитесь в безопасности.
  4. Задумайтесь над мотивами происшествия, почему агрессор так себя ведет по отношению к Вам. Будьте объективными в своих размышлениях, возможно, Ваши действия спровоцировали человека на это.
  5. Следите за языком своего тела. В такой ситуации будьте максимально открытыми, держитесь прямо, исключите скрещенные руки или ноги, смотрите оппоненту в глаза.

Также нужно знать, как дальше себя вести, если близкий человек стал агрессивным.

  1. Позвольте ему выговориться, пусть расскажет о наболевшем.
  2. После того, как человек успокоится, можно задать ему несколько уточняющих вопросов, чтобы убедиться в том, что Вы правильно поняли его претензии.
  3. Важно в этот момент контролировать свои эмоции, голос, быть уверенным в себе и ненапуганным.
  4. Если это необходимо, выразите сочувствие.
  5. Если в Ваших силах что-то исправить, как-то повлиять на ситуацию, помогите человеку справиться с его проблемой.

Теперь Вы знаете, что делать, если человек ведет себя агрессивно. Как видите факторов, влияющих на подобное поведение, может быть множество. Зная о возможных причинах развития агрессии, предостерегайте себя от подобного поведения. Если среди Ваших близких или друзей имеются агрессивные личности, используйте правила общения с ними, предложенные в этой статье.

Почему человек стал агрессивным и как себя вести с ним Ссылка на основную публикацию

Источник: https://psycho4you.ru/lichnost/harakter/agressivnyj-chelovek

Агрессия в психологии: причины появления и методы борьбы

Агрессия и агрессивность личности человека

Здравствуйте, уважаемые читатели! Очень часто в своей речи мы используем слово агрессия, подразумевая под ним массу значений.

Например, характеризуем с его помощью чье-то поведение, силу влияния рекламы, называем свои чувства, путая их со злостью, досадой, раздражительностью и прочее.

Но это не всегда уместно и правильно, поэтому сегодня я предлагаю рассмотреть, что означает агрессия в психологии, чтобы отличать её от других состоянии и форм проявления себя.

Для начала давайте посмотрим, что в психологии обозначает этот термин. Агрессия – это стиль поведения личности в стрессовых ситуациях, когда её потребности не удовлетворяются. Намеренное причинение вреда.

Как человеку, животному, так и неодушевленным предметам. Нередко она служит инструментом для выживания любого живого существа.

Чтобы обезопасить себя или своих родных, защитить территорию или права – иногда приходится намеренно разрушать другого. Иначе это сделает он.

Агрессивность – это уже свойство личности. То есть способ реагирования на любой раздражитель. Такой человек в принципе готов вступить в бой в любую минуту. Агрессивное восприятие – особенность интерпретировать происходящее в окружающей среде как что-то, что несёт угрозу. Так сказать, мировосприятие человека немного искажено и однотипно.

Компоненты

Существуют компоненты, благодаря которым мы можем определить её наличие у человека. А именно:

  • Она является формой поведения. А не просто эмоцией, как многие считают. К примеру, когда человек испытывает злость, он не всегда вредит окружающим. Он может уметь как-то обходиться со своими чувствами, проявлять их конструктивно, решая конфликт, а не наоборот, усугубляя его. Но можно совершать агрессивные поступки, совсем не испытывая гнева, раздражения и прочего. Например, люди, совершившие жестокие убийства, обычно заявляли, что не испытывали негативных чувств к жертвам. Более того, они порой даже не были с ними знакомы. Как говорится, ничего личного.
  • Всегда заранее спланирована, целенаправленна. Если человек совершает убийство по неосторожности или причиняет кому-то боль, совершенно не желая этого – его не рассматривают как агрессивного. Да, могут судить, наказывать и прочее, но делать поправку на непреднамеренность действий. Допустим, друг над вами пошутил, оказалось обидно. Если вы поймёте, что он специально хотел вас ранить, будете ли вы продолжать с ним столь близкие отношения? Скорее всего, нет, а если он это сделал по глупости, не подумав о последствиях, просто желая повеселить вас? Вы разозлитесь, что вполне естественно, но вряд ли реакция будет такой, как в первом варианте.
  • Целью является разрушение. Всегда. Это стремление принести вред другим можно различить по оскалу, злобному или хмурому выражению лица. Даже улыбаться такой человек будет с напряжением, слегка показывая зубы. И то, больше от предвосхищения неприятных событий, которые последуют за его действиями.

По направленности

  • Вовне. То есть, происходит разрушение окружающих людей, предметов, животных и прочее.
  • На себя. Вектор злости направлен на собственную личность. Такой человек может испытывать не только раздражение и неудовлетворение, но и отвращение. Он будет себя обвинять и пытаться уничтожить с помощью пролонгированных действий. Например, вести аморальный способ жизни, злоупотреблять алкоголем или наркотиками, увлекаться опасными видами спорта, перестать есть или наоборот, постоянно переедать. В общем вести аддиктивный образ жизни.

По цели

  • Инструментальная. Используется для того, чтобы достигать поставленных целей. Самки дельфинов наказывают своих детёнышей за провинность, плавая над ними и не давая возможности всплыть, чтобы получить порцию кислорода. Они так делают не из желания нанести им вред, а в качестве воспитательного процесса, чтобы те наконец усвоили какое-то важное правило. Игнорирование которого может стоить им жизни в будущем.
  • Враждебная. Тут ситуация полностью противоположная. Хорошо осознаётся не только цель, но и объект, которому планируют нанести ущерб. Неважно, материальный, моральный или физический. Эрих Фромм придерживался мнения, что этот тип проявления агрессии характерен для людей нерешительных. Когда они не способны заявить о своих переживаниях или отстоять границы, тогда им хочется причинить боль тем, у кого это отлично получается. Или из-за кого, как кажется, не складывается жизнь.

По методу выражения

  • Физическая. То есть, использование физической силы. Это может быть избиение, нанесение ранений с помощью огнестрельного или холодного оружия.
  • Вербальная. Проще говоря, когда оскорбляют, угрожают, унижают, грубят. Или используют не нормативную лексику и личную информацию, чтобы «ударить» больнее в слабые места.

По степени выраженности

  • Косвенная. Скрытая, завуалированная. Другой человек порой может не догадываться, что по отношению к нему совершаются действия, которые ему причинят вред. Например, сплетни или клевета. Не всегда удаётся понять, кто первый пустил ложную информацию. Также шутки, только не такие, что вызывают радостный смех и приятные ощущения. Нет, это злые шутки, которые ранят и обижают. Отказ общаться, объяснять причины своего состояния, хлопанье дверью, выключение телефона в момент разговора… Кстати, тот, кто использует неприятные шутки, может сам не осознавать, что происходит, не отслеживать, что чувствует. Но при этом причинять боль.
  • Прямая. Когда не скрывают, а действуют прямо и заявляют о своём истинном отношении. Тогда не приходится догадываться о чём-то, всем всё ясно.

По наличию инициативы

  • Оборонительная. Её использует полиция, чтобы защитить мирных граждан от преступников. Родители будут защищать своего ребёнка до последнего, даже если для этого придётся применить насилие. Животные охраняют своих хозяев, территорию, на которой живут. И при своём дружелюбии могут наброситься на того, кто несёт угрозу.
  • Провоцирующая. Совершение действий, чтобы спровоцировать другого на атаку.

Причины возникновения

Зигмунд Фрейд считал, что агрессивность врождённа. Она как бы входит в состав инстинктов, обеспечивающих выживание. А обуздать инстинкты не всем под силу. Также научно доказано, что она передаётся по наследству.

Кирсти Лагерспец провела эксперимент над мышами. Она, разделив два с лишним десятка поколений на спокойных и свирепых, в итоге получила чистые пометы. То есть буйных мышек и тех, кто не стремился наносить вред окружающим.

Повышенный сахар в крови также влияет на чувствительность нервной системы к внешним раздражителям. Какие-либо химические вещества в организме могут спровоцировать деструктивное поведение. Всем известно, что большая часть преступлений или драк совершается в состоянии алкогольного опьянения.

Помимо вышеперечисленных факторов, которые влияют на поведение личности, есть ещё ряд причин, из-за которых даёт о себе знать агрессивность.

Самоконтроль

В момент фрустрации, то есть, когда возникает ситуация, препятствующая удовлетворению какой-то потребности, у человека появляется масса напряжения. Чтобы с ним справиться, психика создала, так называемые, сдерживающие механизмы. Они блокируют естественную реакцию – разрушить то, что не даёт достигнуть цели. Или того, кто мешает.

Так вот, у всех людей разный уровень самоконтроля. Есть личности, совершенно неспособные держать себя в руках, отчего постоянно совершают насилие по отношению к другим людям, животным.

Малейший стресс и они «вспыхивают». Но наиболее опасными являются те, у кого чрезмерно развиты сдерживающие механизмы.

Такой человек будет проявлять выдержку и хладнокровие даже в критические моменты, когда любой бы «потерял голову».

Из-за сдержанности, эмоции и энергия не реализовываются, а накапливаются. Ресурсы организма в один прекрасный день дают сбой, что неудивительно. И вот тогда его может «прорвать». Нередко такие моменты становятся фатальными, когда сила ярости и разрушения совсем не соответствует ситуации. Страдают все, кто находится рядом или на пути.

Семейная система

С точки зрения психологии, агрессивность большей частью является результатом семейного воспитания. Те условия, в которых растёт ребёнок, оставляют неизгладимый след на его дальнейшей жизни.

Например, родители, физически наказывающие детей, формируют у них мнение, что применение силы по отношению к тем, кто слабее – это нормально.

Что, если нет настроения, можно выпустить злость на тех, кто оказался рядом. И чем строже наказание, тем активнее будет развиваться жестокость, бесчувственность.

Вступает в силу защитный механизм, чтобы не страдать из-за несправедливости, проще совсем ничего не чувствовать.

Модель поведения дети берут из своей родительской семьи. Отчего, будучи постоянно подавляемыми и терпя, или постоянно наблюдая насилие – они будут вести себя также и с окружающими их людьми, не понимая, что это не правильно. Для них является нормой унижение, физическая расправа в случае ослушания и прочее.

Также важным фактором является отсутствие включения в процесс воспитания. Когда взрослый не заботится о своём чаде, его не интересует, что с ним происходит и вообще, где он и чем занят.

Либо часто встречаются ситуации, когда мать обеспечивает все физиологические потребности малыша, но не способна дать ему любовь. То есть, она функциональна, но безучастна эмоционально. Тогда возникает желание привлечь к себе внимание любым путём.

И чаще всего выбираются деструктивные способы, то есть, вандализм, причинение себе вреда или драки со сверстниками.

Замещение и разрядка

Не позволяйте накапливаться негативной энергии. Удержание злости, как уже говорилось, ни к чему хорошему не приводит. Как и бесконтрольное её проявление.

Старайтесь предвосхищать последствия своих реакций, деятельности.

Если понимаете, что высказавшись, вы разрушите, допустим, карьеру, а подобрать слов, чтобы предотвратить столь неприятные события, не выходит, то постарайтесь выпустить энергию в безопасных условиях.

Необходимо выбрать объект, на котором можно будет спокойно разрядиться. Например, побить подушку или грушу. Если не жалко – посуду. Покричите в воду, она приглушает звук, что позволяет даже в домашних условиях привести себя в норму.

Спорт

Занимаясь спортом, вы не только будете сбрасывать энергию, но и реализовывать свою естественную потребность в соперничестве. Что особенно актуально для мужчин с высоким уровнем тестостерона, а значит – активных и агрессивных.

Практически в любом виде спорта важны не только технические навыки, сообразительность, но и внимательность, умение сосредотачиваться и контролировать свои реакции.

Практикуйте медитацию, с её помощью вы улучшите не только здоровье, но и достигнете эмоционального равновесия.

Осознанность

Стремитесь всегда находить причины возникновения каких-либо переживаний. Познавая собственную личность, вы будете понимать, в какие именно моменты теряете контроль, впадаете в ярость и прочее. Прислушивайтесь к тому, что о вас говорят. Обратная реакция на ваши действия поможет понять, на что следует обратить внимание в саморазвитии.

Пересмотрите свою ценностную систему, верно расставленные приоритеты помогут сдерживаться в проявлении агрессии. Ищите конструктивные способы удовлетворения потребностей, выхода из критических ситуаций. Особенно, во время конфликтов. Если не знаете, как их разрешать, воспользуйтесь рекомендациями, которые находятся по этой ссылке.

Завершение

Занимайтесь саморазвитием и прежде, чем сказать что-то или сделать, спрашивайте себя о том, поможет ли это достигнуть желаемого и не навредит ли другим.

Будьте внимательны и проявляйте чуткость к собственным ощущениям и к окружающим вас людям. Чтобы это лучше удавалось, займитесь развитием эмоционального интеллекта.

Он помогает строить доверительные и близкие отношения, продвигать свои интересы и жить качественно, дыша полной грудью. Берегите себя и будьте счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Источник: https://Qvilon.ru/psihologiya/agressiya-v-psihologii.html

Агрессия: что это в психологии. Причины, виды, способы борьбы

Агрессия и агрессивность личности человека

Агрессия – опасная форма поведения. Это огромная, разрушающая сила. По крайней мере так привыкли считать. Однако агрессию можно использовать с пользой для себя и направлять в сторону достижения успеха, преодоления препятствий. Но чаще действительно бывает наоборот: агрессия использует человека.

Что такое агрессия

С агрессией мы сталкиваемся практически на каждом шагу: агрессивные и грубые люди в транспорте или магазине, «стычки» на учебе или работе. Если не сами мы участники ситуаций, то становимся невольными свидетелями.

Зачем люди проявляют агрессию? Они защищают себя. З. Фрейд считал, что человек разрушает все вокруг для того, чтобы не разрушить самого себя. То есть причины агрессии имеют внутренний характер, но обо всем по порядку.

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма отклоняющегося деструктивного поведения с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей).

В психологии существует несколько подходов к изучению проблемы агрессии:

  1. В основе агрессии лежат природные, врожденные инстинкты.
  2. Агрессивным поведение становится под влиянием биологических факторов (гормоны и психические расстройства).
  3. Агрессию побуждают внешние мотивы личности (социальные факторы, влияние среды).
  4. Агрессия – результат научения человека посредством чужого и собственного опыта, примера.
  5. Основа агрессии – сложное взаимодействие познавательных процессов (память, внимание, чувства, логика, воображение и другое) и предыдущего опыта человека.

У животных агрессия – защитная реакция. Те же основы отмечаются и в человеческой психологии. Агрессия – признак слабости, неуверенности, беззащитности.

Без обучения, социализации человека агрессия так и остается животным инстинктом. Отчего можно заключить, что она свойственна незрелым, дезадаптивным личностям.

Начинается агрессия с раздражения, которое приходит, когда мы чувствуем, что кто-то покусился на нашу безопасность, личное пространство, физическое или ментальное «Я».

Причины агрессии у детей

У детей даже самого раннего возраста существует две формы агрессии: недеструктивная и врожденная деструктивность:

  • Недеструктивная агрессия – форма защитного поведения, направленная на достижение цели, самоутверждение, приобретение опыта.
  • Врожденная деструктивность – злобное и опасное для окружающих поведение. Что интересно, врожденная деструктивность не проявляется сразу после рождения, в отличие от недеструктивной агрессии. Врожденное поведение активируется после сильного стресса или боли.

Основная причина агрессии у детей – пример из окружения. Ни игры, ни фильмы не оказывают такого влияния. Особенно разрушающе влияет насилие над самим ребенком. Те, кто испытал на себе насилие и агрессию, становятся агрессивными в отношении других.

Причины агрессии у подростков и взрослых

К причинам агрессивности у взрослых людей относится:

  • агрессия в семье;
  • характер взаимоотношения со сверстниками.

Научно доказано негативное влияние наказаний на ребенка. Родительские наказания таят следующие опасности:

  • пример агрессии;
  • избегание родителей или оказание им сопротивления;
  • слишком эмоциональное для ребенка наказание со временем останется в памяти как беспричинное;
  • ребенок под страхом наказания может изменить свое поведение, но эти нормы вряд ли станут его внутренними убеждениями.

Вносят свою лепту и социальные факторы:

  • препятствия к удовлетворению потребностей, вызывающие фрустрацию;
  • провокации извне;
  • пропаганда жестокости и насилия в СМИ;
  • повышенное возбуждение и волнения в обществе;
  • чрезмерная эмоциональность человека, мешающая принимать адекватные решения и предугадывать результаты.

Как я уже говорила, по большому счету можно считать, что человек агрессивен по отношению к самому себе. Но иногда такая неудовлетворенность собой выливается на окружающих. Особенно на тех, кто по мнению агрессора виновен в его несостоятельности.

Виды агрессии

Можно выделить 5 видов агрессии:

  • физическая (прямое причинение морального или физического вреда);
  • вербальная (словесная агрессия);
  • экспрессивная (выражение через невербальные средства);
  • косвенная (направленная и ненаправленная агрессия в сторону не истинного объекта раздражения, а более доступного);
  • прямая (воздействие на сам объект раздражения);
  • раздражение (готовность проявить агрессию);
  • негативизм (оппозиция, пассивное сопротивление перед активной борьбой).

Существуют и другие классификации агрессии. Обобщенно их можно представить через описание ключевых свойств агрессии, вокруг которых построены классификации:

  • направленность (на себя, на предмет, на живой объект);
  • наблюдаемость (скрытая или открытая агрессия);
  • мера выраженности (частота, длительность);
  • пространство проявления (дом, улица);
  • характер психических действий (физическая, в мечтах, в словах);
  • по социальной опасности (юридически наказуемые или ненаказуемые агрессивные действия).

Кроме этого, агрессия может быть индивидуальной или коллективной. Ненависть, зависть, обида тоже вариант агрессии.

Также агрессия может быть направлена на внешний мир (гетероагрессия) или на внутренний мир, то есть самого человека (аутоагрессия).

В зависимости от причины появления агрессия бывает реактивной (ответ на раздражение от ссоры, конфликта) и спонтанной (неожиданные выплески в результате психических проблем или накопительного эффекта от терпения).

По направленности агрессия бывает целевой (причинение вреда) или инструментальной (победа в соревнованиях, работа медика).

Психологическая агрессия

Отдельно хочу рассмотреть психологическую агрессию как самый популярный вид. К ней относится:

  • навязывание нам товаров, услуг, чьего-то общества, убеждений;
  • непрошеные советы;
  • перекладывание ответственности;
  • запугивание;
  • формирование зависимости;
  • эмоциональные лишения;
  • клевета;
  • побуждение чувства вины;
  • ущемление чувства собственного достоинства;
  • принуждение;
  • несправедливые требования;
  • назойливые просьбы;
  • оскорбления и хамство.

Иногда истинная цель не осознается даже самим агрессором. И нередко эта цель – самоутверждение, принуждение. Например, манипуляция – та же агрессия с целью оказать влияние, добиться своего.

Формы агрессии

К формам агрессии относится ярость, раздражение, злость, ненависть.

  • Ярость – аффективное состояние, максимально близкое к агрессии. Агрессия без ярости невозможна.
  • Раздражение – слабое проявление агрессии, сигнал о ее потенциале.
  • Злость – более интенсивное, чем раздражение, чувство, но более частное. Предмет злости всегда более четко выражен по природе и содержанию.
  • Ненависть – самое тяжелое проявление агрессии. Чаще является чертой характера, быстрее приобретает хронический характер и укореняется.

Коррекция агрессивного поведения

В психологии существует понятие «социализация агрессии». Это предполагает сознательное подчинение себе агрессии, обретения контроля над ней, выражение агрессии в допустимых и приемлемых в  конкретном обществе формах. На успешность социализации агрессии влияет образец (пример) и подкрепление (похвала, поощрение).

Для коррекции агрессии нужно сознательно относиться к миру и себе, видеть причинно-следственные связи и уметь контролировать ситуации, знать свои возможности. Работать над собой не просто. Но побороть агрессию можно, если действительно этого захотеть.

  1. Обретите контроль над своей жизнью. Если вы будете уверены в себе, будете знать, что результат зависит только от вас, то сможете адекватнее реагировать на трудности.
  2. Определите, почему вы злитесь или раздражаетесь. Какая из ваших потребностей не удовлетворена? Как вы можете решить эту проблему?
  3. Подумайте: почему вы агрессируете? Чего вы этим хотите добиться? Какими еще способами вы можете получить желаемое?
  4. Найдите смысл и цель жизни. У вас должен быть четкий жизненный план, мотивы. Тогда на агрессию просто не останется ни времени, ни сил, ни желания.
  5. Учитесь выражать гнев социально приемлемыми способами.
  6. Освойте техники саморегуляции.
  7. Если не можете сами совладать с агрессией, попросите близких помочь, обратитесь к специалисту.
  8. Не ищите виноватых, не тешьте себя надеждами и ожиданиями. Примите полную ответственность за собственную жизнь.
  9. Прощайте и забывайте обиды.
  10. Практика и еще раз практика. Регулярно повторяйте освоенные техники саморегуляции, проводите рефлексию своего поведения и его результатов, применяйте на практике альтернативные способы достижения цели.
  11. Развитое самопознание и адекватное восприятие мира – ключ к психическому равновесию.

Агрессия оправдана только в том случае, если это единственный способ сохранить свою безопасность. В случае если агрессия – способ получения удовольствия, то речь идет о деструктивном, ненормальном чувстве, от которого нужно избавляться.

О других причинах агрессии и интересных фактах, в том числе дифференциации вопроса по полу, темпераменту, возрасту читайте в статье «24 интересных факта об агрессии».

Источник: https://psychologist.tips/1223-agressiya-chto-eto-v-psihologii-prichiny-vidy-sposoby-borby.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.